"Спасибо, Дедушка!!!"
Мой дедушка, Борис Никифорович Добровольский, не был склонен делиться своими военными историями. Говорят, что настоящие воины, пережившие ужасы войны, обычно предпочитают молчать, пока другие громко хвалятся юбилейными медалями. Я сожалею, что так редко и мало спрашивал его о его прошлом. Всего несколько раз я садился рядом с ним на широкий диван и просил: "Расскажи мне о войне!" И он медленно, словно на качелях, начинал собирать обрывки далеких воспоминаний в единое целое...
Часто смотрю на него сейчас - на того, кто прошел через ад войны. На фронтовых фотографиях он скромно выглядит рядом со своими отважными сослуживцами. Заметно, что у него нет наград, хотя он их заслужил...
На обороте выцветших фотографий было написано: "2 мая 1945 года, в предгорьях Альп". И там было написано "старина Добровольский". Рядом с 30-летними ребятами из его части он выглядел настоящим стариком - ему было уже 43 года... Грустный взгляд, выцветшая гимнастерка, усталое лицо... Вспомнился один из его рассказов.
Когда они захватили Будапешт, они отделились от основных войск и пришли к озеру Балатон. Была весна, и рыба шла на нерест, поэтому дедушка взял свой австрийский трофейный карабин и отправился на берег озера. Вода была неглубокой и чистой. Когда он пугал большого карпа, он плыл, оставляя мутную полосу, и дедушка стрелял туда, где она заканчивалась. Таким образом, он убил трех больших карпов и положил их в вещмешок за спину. Но тут немцы услышали подозрительные выстрелы и начали обстреливать минами. Мины падали достаточно близко, и дед понял, что пора уходить, поэтому он побежал к берегу. Когда он уже выходил из озера, одна мина упала совсем рядом, и дедушку сильно ударило по спине, но он не ощутил боли. Он рассказывал, что ругался и клялся, когда упал лицом в грязь и обмазался ею... Когда он вернулся в лагерь своего отделения и снял вещмешок с плеча, он увидел, что большой осколок мины пронзил двух карпов и застрял в третьем, проникая в него всего на несколько сантиметров. "Не всегда, внучек, когда жизнь ставит тебя перед трудностями, следует сразу ругать ее!" - говорил он. - "Возможно, она защищает тебя от еще более ужасного..."
У меня дома также висит старинная цепочка с маленькой серебряной фигуркой писающего мальчика. Дедушка рассказывал, что когда он ворвался в один из домов при штурме Вены, из другой комнаты выскочил здоровый рыжий немец с автоматом. Они встретились взглядами, и немец первым нажал на курок... послышался только сухой звук - или у него закончились патроны.
Тогда дедушка нажал на курок... и осечки не было.
Он рассказывал, что словно сполз по стене... его ноги и руки тряслись... смерть прошла мимо...
Рядом на комоде висела эта цепочка. Он автоматически снял ее и положил в карман как память.
Вот такие будни войны.