Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Проект "Все "Искатели"". 1972 год, №1: окончание повести Вайнеров, абсурдистская сатира и классика французской фантастики

Приветствую! Раз уж я обещал не слишком тянуть с очередным обзором любимого альманаха «Искатель», надо хотя бы изредка (не скажу, что в первый раз, но увы, не так часто получается) держать своей обещание. Тем более, что У меня был очень мощный мотив для того, чтобы прочитать этот номер как можно быстрее: окончание детективной повести Георгия и Аркадия Вайнеров «Визит к минотавру». Так что не будем тянуть время, перейдем сразу к обзору. 1. Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер, «Визит к минотавру». Окончание (или вторая книга — как вам больше нравится) отличного детектива. Розыски украденной скрипки работы гениального мастера Антонио Страдивари в наши дни (то есть, это для авторов повести и читателей «Искателя» были «наши дни», а для нас прошло уже пятьдесят лет) причудливо переплетаются и перекликаются с эпизодами жизни самого Страдивари. Беспроигрышное сочетание криминального расследования и эпизодов далекой истории — кто только не пользовался (с неизменным успехом) этим приемом, от Парно

Приветствую!

Раз уж я обещал не слишком тянуть с очередным обзором любимого альманаха «Искатель», надо хотя бы изредка (не скажу, что в первый раз, но увы, не так часто получается) держать своей обещание. Тем более, что У меня был очень мощный мотив для того, чтобы прочитать этот номер как можно быстрее: окончание детективной повести Георгия и Аркадия Вайнеров «Визит к минотавру». Так что не будем тянуть время, перейдем сразу к обзору.

1. Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер, «Визит к минотавру». Окончание (или вторая книга — как вам больше нравится) отличного детектива. Розыски украденной скрипки работы гениального мастера Антонио Страдивари в наши дни (то есть, это для авторов повести и читателей «Искателя» были «наши дни», а для нас прошло уже пятьдесят лет) причудливо переплетаются и перекликаются с эпизодами жизни самого Страдивари. Беспроигрышное сочетание криминального расследования и эпизодов далекой истории — кто только не пользовался (с неизменным успехом) этим приемом, от Парнова до Артуро Переса-Реверте и даже Дэна Брауна. Биография Страдивари (с некоторыми фрагментами из жизни Гварнери) развивается неторопливо и постепенно, а вот детективный сюжет во второй части меняется. Если в первой это был классическая головоломка с главным вопросом «так кто же все-таки?..», то во второй акцент смещается, и повесть становится психологическим противостоянием между следователем и преступником — почти как в «Преступлении и наказании» Достоевского (поверить не могу, что на самом деле прибегаю к такому сравнению, но что поделаешь — факт!). Короче, как ни крути — один из лучших детективов советской эпохи, безоговорочно.

"Визит к минотавру", рис. А. Иткина
"Визит к минотавру", рис. А. Иткина

2. Ричард Геймен, «Машина». Очень интересный рассказ, которые позиционируется в сборнике как «фантастический», хотя на самом-то деле в нем практически отсутствует какие-либо фантастические элементы. Да, действия в нем разворачиваются в условно-дистопическом обществе (вроде бы), но автор лишь очень легко и незаметно намекает на это. На мой взгляд, рассказ куда ближе к «Уловке 22» Джозефа Хеллера, с той лишь разницей, что Хеллер для своей абсурдистской сатиры выбрал армию, а Геймен взял прицел шире и прихлопнул сразу все общество, наглядно продемонстрировав, к чему приводит систематическое нарушение принципа Оккама, помноженное на легковерность к непроверенным источниками и святая-святых любой конспирологии: убеждение, что «не может же все быть так просто». Честно говоря, я просто наслаждался, читая рассказ. Настоятельно рекомендую.

"Машина", рис. В. Колтунова
"Машина", рис. В. Колтунова

3. Морис Ренар, «Туманный день». Оригинальный рассказ французского автора, который сейчас практически забыт, хотя в свое время был одним из самых популярных писателей Франции. Как и многие в то время, Ренар работал в разных жанрах — детектива, неоготики, и, что особенно интересно для меня — научной фантастики, которая в начале двадцатого века только-только начинала вставать на ноги. Честно признаюсь, рассказ, включенный в сборник не слишком меня увлек. Автор нарисовал в нем действительно необычные и удивительные картины прошлого Земли (вроде бы прошлого), но мне не хватило сюжета в его традиционном понимании — экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Рассказ кажется состоящим из одной только экспозиции, увы. Зато я заинтересовался творчеством Ренара, особенно после того, как узнал, что один из его персонажей Ришар Сегюр, упоминается в «Понедельнике» Стругацких. Надеюсь, получится найти какие-то еще книги Ренара.

Вот, собственно, и весь номер. Как и в предыдущем — всего три произведения, но как минимум два определенно стоят внимательного прочтения, а я уже готовлюсь читать следующий выпуск «Искателя» (кстати, сегодня мы открыли новый год издания, 1972-й!). Так что оставайтесь на канале — будет интересно!