В Питере дождь. В Питере ливень и черное свинцовое небо. Гром ненадолго нарушает заунывную музыку стихии, но скоро затихает. Снова шум воды летящей из-под шин проезжающих по проспекту машин, снова кап, кап, кап. Сегодня затянуло так, что не видно "Кукурузины". Огни рыбного порта пробиваются сквозь пелену дождя призрачными светом, очертания предметов размыты, цвет мира - черно-белый. В такие дни хочется медленно двигаться, тихо говорить, пить чай и кутаться в плед. В такие вечера хочется придумывать...
Представьте трехэтажный шведский дом с мансардой в небольшом шведском городке. Летняя ночь. На крыше много каминных труб. Рядом с трубой сидит взрослый мужчина в клетчатой рубашке и льняной кепке и маленький светловолосый мальчик. Мальчик зябко водит плечами и подтягивает к груди худенькие ножки. Острые коленки устремляются в небо. Отец улыбается, возвращает на место спустившиеся гольфы, обнимает сына, прижимает к себе и спрашивает: "Пойдем домой?" Мальчик отрицательно качает головой. Отец сажает его к себе на колени, закутывает в свою рубашку. Мальчик поворачивается, целует отца в щеку, просит: "Рассказывай дальше".
В 50х годах 20 века, у Северного моря, в квартире трехэтажного дома с мансардой родился мальчик. Родители назвали его Ларс. Две комнаты, маленькая кухня, балкон. Ничего примечательного если бы не железная лестница с балкона на крышу, которую смастерил отец. Мать и отец Ларса были честными тружениками. Никаких излишеств, порядок в делах и мыслях. Семья не была бедной, но и зажиточной ее назвать было трудно. Им всего хватало, а если чего то не было, значит без этого можно было обойтись. Единственное без чего они не могли обойтись, это без лестницы на крышу. Почему? Потому что отец Ларса страстно любил астрономию. Летом, в хорошую погоду он поднимался на крышу и наблюдал за звездами. Отец знал названия всех созвездий, легенды о них из греческой и восточной мифологии. А каким рассказчиком он был! Ларс мог часами сидеть рядом с ним на крыше и слушать рассказы. Самой страшной для него была фраза: "Пора спать! Пойдем домой!" Он всегда уговаривал папу посидеть еще 5 минуточек.
Однажды ночью, отец с сыном поднялись на крышу, но небо было затянуто тучами. Август отвоевывал свое право быть летом и пытался держать марку, но дыхание осени чувствовалось в каждом дуновении ветра. Из трубы поднимался дым. Соседи топили камин. Вдруг, тучи расступились и на небе засияла огромная луна. Ларс был очарован. "Папа, это так красиво! Как будто рай!"
- Есть такая легенда. Когда то до неба можно было дотронуться рукой. Оно было нежным, как шелк и крепким, как рыбацкая сеть. Никто не знал, что находится за этой тканью, но это было не важно. Голубое днем, черное ночью, небо было чудом для всех, кроме одной бедной семьи. У этих бедолаг было мало еды, а их одежда совсем прохудилась. И глава семейства решился на отчаянный шаг. Он взял ножницы и вырезал из неба две заплатки, одну большую из голубой ткани и другую, поменьше, из черной. Через образовавшиеся дыры на Землю полился божественный свет.
- А откуда тогда взялись звезды? - удивился Ларс.
- Так это дети бедняка проткнули черную ткань своими пальчиками, когда отец пришивал заплатку на штаны.
Время неумолимо летит вперед. Маленький Ларс закончил школу, пошел в техникум, получил специальность. Встретил девушку и переехал в другой район Стокгольма. В новый район! Город вырос вместе с Ларсом. Мир изменился, ритм жизни ускорился. Ситуация в стране стабилизировалась. Молодые купили квартиру и со дня на день ждали рождения первого ребенка. Когда супруга отправилась в роддом, Ларс не находил себе места. Через пять часов ожидания он не выдержал и поехал к родителям. Была глубокая ночь. Он открыл дверь родительской квартиры своим ключом. Сначала хотел разбудить родителей, но потом решил, что ему легче просто от их присутствия рядом. Прилег на кушетку в гостинной. Сон не шел. Легкий белый тюль слегка подрагивал приподнимаемый летним ночным ветерком забегавшим в квартиру через открытую балконную дверь. Ларс вышел на балкон, поднялся на крышу.
Удивительно, но раньше, вокруг дома было много воздуха, а теперь, он сидел на крыше в окружении многоэтажек. Нужно было сильно запрокинуть голову, что бы увидеть квадратик неба. Скрипнула лестница. На крышу поднялся отец.
- Так шея затечет! Ты лучше ляг на спину..
- Пап, Уна рожает..
- Да, я понял,- сказал отец и улегся рядом с сыном, крепко сжал его руку.
Луна выплыла из-за облака, залила золотым светом крышу, прорисовала черные тени каминных труб, позолотила лица мужчин. Утром Ларс узнал, что у него родилась дочка.
P.S. Памятник Мальчик, смотрящий на Луну или Железный мальчик — в Старом городе Стокгольма, изображает сидящего мальчика, обнявшего колени. Создан скульптором Лиссом Эрикссоном и установлен в 1967г: его высота составляет около 15 см, так пишет Википедия. О создании памятника ходит много легенд, одна из них, говорит о том, что он является аллегорией "маленького человека" в огромном мире многоэтажной застройки. У каждого должна быть своя крыша и свой кусочек неба.
На меня этот памятник произвел впечатление. Маленький двор, посередине металлическая крыша, на ней крошечная фигура ребенка устремившего свой взгляд в небо. Трогательно и немного грустно. Туристы и жители города любят маленького Улле и в зависимости от сезона одевают на него шарфы и шапки. Макушка Улле натерта до блеска, говорят, прикосновение к ней приносит удачу.