На что надеяться, чем сердце успокоить почитателю лунных миссий, после ожесточенных интернет-баталий с критиками? У тебя закончились аргументы, а твой источник иссяк? Держи новую порцию тяжелой артиллерии.
С лунных миссий сделано фото и видео панорам великое множество, но ни одну из них повторять критики не спешат и вообще бегут от них как черт от ладана, придумывая небылицы и успокаивая себя сказками про съемки миниатюр в студиях, использование проекторов и прочий бред. Разберу эти басни, и покажу, что инструментами той эпохи нельзя снять в студии то, что сняли американцы с натуры,
Один критик кинорежиссер сделал панорамирование на фоне скотчлайта, в совокупности показав сектор в 40 градусов - для сравнения американские астронавты панорамировали на 360 градусов без макетов с живыми людьми. Критик понимает, что таким методом фронтпроекции не снять никакие панорамы в виду технических ограничений, потому родилась новая байка - маленькие макеты астронавтов и модуля. И ведь можно даже согласиться, если бы мы видели только статичные штучные фото, но имеются видеозаписи того, что происходит на этих фото, и данный вариант с куклами-астронавтами отметается - почему так, узнаешь ниже. Панорамы, продублированные на видеозаписи, где видно как они сняты, кем сняты, с какими настройками, в каких масштабах, и привязаны к конкретному рельефу Луны - ставят крест на потугах гуру-конспирологов.
С помощью реверс-инжиниринга можно восстановить многие условия съемки кадров. Критики даже не разбирают как это снято, а просто забрасывают количеством киноприемов, которые используются в фильмах, и не важно что фильмы 60-х 70-х смотрятся убого с такими приемами, они просто говорят - вот есть такой способ, значит им и снято, зато вера крепнет. Они не задумываются, что киношки, которыми они утешаются, нельзя рассмотреть в высоком разрешении, сравнить с других ракурсов картинку, посмотреть по кругу что происходит на площадке, ведь в старом кино камера не вертится на 360. То есть заведомо такой человек предубежден в том что "нилитали", а далее подыскивает под свою веру удобные "доказы" в кавычках, неудобные выбрасывает. Честно говоря, меня уже порядком утомили такие эксперты, что решил создать пару статей. Поехали:
Эта панорама составлена мной из скриншотов ТВ-камеры, прямой эфир на Землю. Камера управлялась оператором с Земли и сканировала поверхность, которую я собрал в единое целое. На ней изображен кратер Шорти (коротышка) можете загуглить про него. Здесь на панораме содержатся следующие факты:
- параболическая антенна (тарелка) с ровера смотрит строго на Землю, передавая туда сигнал картинки и другие данные.
- астронавты в натуральную величину, перемещаются по краю кратера и собирают грунт, делают фото грунта, видно что конкретно они фотографируют. Затем эти фото можно рассмотреть в высоком разрешении и понять, что это именно они, с картинки на ТВ-камере. Вот момент создания этой фотографии:
- тв-камера запечатлела астронавта, удалившегося делать фотопанораму, которую покажу ниже. Астронавт в свою очередь запечатлел саму тв-камеру на ровере, которая его сняла, и окружающую идентичную местность с кратером. Размер кратера составляет 110 метров в ширину и 14 в глубину - это больше футбольного поля. Это не полная панорама, а лишь 2/3 от круговой, сократил для удобства.
- ТВ-камера с ровера, снимая этого астронавта поближе, в тот момент немного колебалась, по причине того, что к роверу прикасался второй астронавт, запечатленный на фотопанораме и копающийся в багажнике ровера. ТВ-камера и первый астронавт смотрят друг на друга. Даже такие мелочи сходятся. Стоп-кадр, вот он ниже - он колеблется если открыть видео. Колебания антенны ровера не выходили за рамки 1 градуса, объясню ниже почему.
- Солнечные зайцы имеют форму прикрытой диафрагмы в объективе - это многоугольники, что сигнализирует о том, что света в избытке, и его количество сокращено автоматикой, - такие настройки характерны для дневного солнечного прямого света, при отсутствии других усилителей света (высокая чувствительность матрицы-пленки, длинная выдержка).
- тень от ТВ-камеры - камера по-сути сняла саму себя, доказывая что она не муляж, как утверждал один критик Леонид Коновалов. В кадре видно тень от руки астронавта, которая касается тв-камеры и направляет ее, что отображается на картинке. Вывод: снято именно на данную камеру, а не на сторонние скоростные кино-камеры с последующим замедлением кадров, как утверждают критики. На тени нет навесного оборудования в виде "проекторов", "экранов" для фронтпроекции и тому подобной дичи, которую любят конспирологи. Листай карусель:
- Это не закамуфлированная кинокамера под ТВ-камеру, потому что во-первых длина непрерывной съемки только данной панорамы у кратера более 20 минут, кинокамера с бабиной пленки в 15см диаметром сможет отснять всего 8 минут при скорости 24 кадра в секунду, но критики же настаивают на скоростной съемке чтобы имитировать гравитацию Луны, а это еще урезать вдвое время (в 2,5 по Коновалову) - 3 минуты кассета. А если надо больше пленки - больше бабина нужна. Следов замены кассет и склейки не обнаружено в кадрах - ведь в таком случае возникает ощущение пропущенного кадра и дергания - чего не наблюдается. Есть только перехлест без пропусков кадра - так как ТВ сигнал на Земле писался на несколько катушек пленки с перекрытием кадров. Большой бабины с пленкой у тени тоже не наблюдается. И второе: в кадре присутствуют артефакты, присущие конкретно этой модели ТВ-камеры, - круглый цветофильтр вращается и камера выдает трехцветные ореолы при резком движении камеры, и происходит такая гребенка. Листай карусель:
- Еще один "убойный факт" матерого конспиролога, которым они потрясают в каждой ветке: тряска ТВ-камеры. Сейчас я его потрясу за одно место, и он рассыпется. Уж какие надежды возлагали критики на этот "косяк" - камера трясется, значит сигнал должен сбиваться, ведь антенна отклоняется мимо Земли в эти моменты...
Вот товарищ с ником Мунфакер переживает за тряску, но фразы типа "толчки больше этой величины" пустая болтовня, никто их не считал, как и не смотрел само видео, чтобы узреть факт - что антенна практически не трясется относительно поверхности луны при тряске камеры, а расчет возможных колебаний я проведу:
Дело в том что камера, да, колеблется, но антенна параболическая почти на месте. Она почти неподвижна относительно горизонта в моменты тряски картинки. Смотрим отрывок той самой ТВ-панорамы:
Тем не менее параболическая антенна едва заметно колеблется слабее тв-камеры. Можно рассчитать, и узнать, допустимо ли это. Угол обзора данной камеры известен и составляет без зума 54 градуса по диагонали. Нахожу кадр, где видно большое колебание на широком угле. Вычисляю по пикселям размер амплитуды тряски у камеры относительно горизонта 95 пикселей, у тарелки относительно горизонта 130-95=35 пикселей. Перевожу в градусы - выходит 2,85 градуса амплитуда колебания самой камеры, и 1 градус колебание тарелки. Есть кадры, где амплитуда кажется больше - но это связано с тем, что объектив зуммировался в 6х, и там уже другой угол - 9 градусов диагональ кадра при максимальном зуме, и вертикальные колебания камеры размером даже в пол-кадра дадут еще меньше амплитуду - 2,7 градуса, но конспиролог может кричать: ай как трясется смотрите. Колебания антенны даже трудно заметить - горизонт в кадре смещается одинаково вместе с тарелкой.
Получается тарелка ровера теоретически может промазать как влево на 2,5 так и вправо на 2,5 градуса от центра цели, в итоге получая максимально допустимую амплитуду колебаний в 5 градусов. В официальном отчете НАСА по этой тарелке указано, что ее максимально мощный сигнал по центру радиолуча составляет 24 дцб, а в диапазоне луча 5 градусов мощность сигнала останется высокой и составит 23,5 дцб. Есть запас по колебаниям, отсюда и взята погрешность в 2,5. Реальное колебание составило 1 градус. Напоминаю, что размер Земли всего 2 градуса. Колебаний тарелки на трансляции, крайне недостаточно чтобы сбить сигнал. То есть Земля будет находиться в пределах луча с шириной обзора в 5 градусов, даже если она выпадет наполовину за пределы кружка прицела и это все равно даст сильный сигнал в 23,5 дцб, поэтому колебания антенны в один градус никак не скажутся на качестве сигнала, ими можно пренебречь. Тарелку HGA (High Gain Antenna - антенна высокого разрешения) можно трясти в два раза сильнее чем на этом ТВ-кадре.
И контрольный - антенна относительно Земли не дергается:
Перехожу обратно к панораме с кратером, и ее аналогу, снятому на фотоаппарат:
Горы на задних планах объемные - они имеют эффект параллакса не только сбоку, но и сверху, и еще меняются тени от камней на их склонах по мере движения солнца. Отмечу на панораме три участка, которые буду сравнивать с другими фотографиями. Участок Номер 1 сравню вот с этими панорамами недалеко от модуля:
Участок Номер 1 из трех панорам выше дистанции между панорамами большие, и везде разный параллакс:
Этот же участок на двух других панорамах, но снятых в одной локации где модуль. Один кадр снят сразу по прилету из лунного модуля через иллюминатор. Второй кадр снят рядом с модулем, на дистанции 13 метров от него:
В студии достаточно пары метров сместиться вбок и будет видно смещение бутафорских гор, так как они были бы близко, в пределах 50м. Здесь же боковое смещение в 13 метров - а параллакс не наблюдается у гор вдалеке. Видно, как сместился камень метрах в 50 впереди, отмеченный кружком. Так может они нарисованные? Нет, потому что до них около 4х километров и наблюдается движение тени от солнца: между кадрами прошло порядка 4 часов. Результат - параллакса вдалеке не видно, вблизи он есть, так же четко видно изменение теней - солнце поднялось, горы объемные.
И это еще не все. Возьму кадр из иллюминатора модуля, и сравню с кадром, сделанным чуть дальше от модуля, в 136 метрах примерно. Смещение вправо больше чем 13 метров, параллакс гор должен уже наблюдаться:
теперь поближе участок №1:
Действительно, параллакс наблюдается: дальние две маленькие горы не смещаются, но сместилась большая гора с красной стрелкой, потому что она ближе (Северный массив). Получается при смещении на 13 метров горы не двигаются вдалеке, а при смещении фотографа вбок более сотни метров горы начинают совсем немного сдвигаться.
Сверху это выглядит вот так:
Участок Номер 2. Астронавт сменил объектив на длиннофокусный 250мм и снял крупно этот участок находясь на другой локации у подножия горы Южной в нескольких километрах от нашего кратера Шорти. И детализация возросла:
Теперь сделаю расчет дистанции на ТВ-панораме между ровером и астронавтом, сделавшим фотопанораму кратера Шорти.
Вид сверху на кратер с наложением карты стоянки. Проверим эти данные от НАСА ниже:
Кратер именно этот: Если увеличить, все детали сходятся. Различима точка стоянки ровера у камня и рельеф совпадают в целом. Соседние кратеры так же совпадают (здесь их нет, это обрезанный вид). А теперь представьте размеры студии, если только кратер 110 метров и горы вокруг не нарисованные, а объемные. Критик Леонид Коновалов обозначил такую студию как невозможную, и чтобы выйти из неудобного положения придумал макеты и астронавтов-кукол двигающихся на веревочках. А куклы ли это на веревочках? Каждый пусть сам для себя решит, посмотрев вышеупомянутую ТВ-съемку рядом с кратером.
По данным НАСА между ровером и точкой съемки фотопанорамы "East pan" примерно 40 метров. Эта дистанция должна совпасть с расчетами на фото и ТВ кадрах. Черным пятном на схеме указан тот пригорок, возле которого берут пробы грунта астронавты на ТВ-съемке и стоит ровер.
Беру кадр из фотопанорамы: Угол обзора объектива по стороне кадра 49 градусов - это Biogon 60mm. Зная Размер колеса ровера в 80 см, можно посчитать дистанцию через тангенс угла - она составила ровно 40 метров по этой фотографии.
Теперь возьму кадр с ТВ-камеры которая сняла этого астронавта, делающего фотопанораму. Камера сделала максимальный зум (больше не приближалось судя по видео). Угол обзора в таком положении объектива составляет 9 градусов по диагонали по описанию к этой ТВ-камере. Рост астронавта Сернана 183см. Значит в скафандре он около 195см, как и Армстронг. Здесь дистанция получилась 40,5 метров. Итого: с двух камер дистанция сорок метров.
Как видно, никакие это не карлики, и не дети в скафандрах - да и такие версии выдвигают критики. На ТВ-картинке ходят взрослые мужики, все расстояния сходятся. В принципе как и должно быть на настоящих съемках с натуры. Поэтому товарищи конспирологи бьются в тщетных надеждах, выдумывая очередные противоречащие друг другу басни и после их разоблачения, выдумывают новые и так будет бесконечно.
У нас осталась еще третья точка - Участок Номер 3:
Тут и без гифки видно серьезное смещение. Правая панорама сделана далеко правее панорамы с кратером. Плоский рисованный задник, или проекцию при разных углах обзора так не исказит. В оригинале высота данной горы более 2-х километров - это Северный массив.
Теперь посмотрим этот же массив, снятый с одного ракурса, только один кадр дальше от горы, второй ближе к ней. Здесь следует обратить внимание на вершину горы.
Вершина горы крупно: с дальней дистанции на одном кадре верхушка горы открылась больше, а если подходить к пологой горе ближе - верхушка скрывается. Вот здесь этот эффект:
Завершающий штрих, посмотрю тени на Северном массиве. Участок №3.
Одно фото черно-белое, второе цветное:
и поближе красный участок:
Легче полететь на Луну и там отснять, чем все это фальсифицировать с неизбежными рисками киноляпов.