Найти в Дзене

Как происходит развитие речи и во сколько дети начинают говорить?

Первое, о чем стоит сказать, речь — это форма общения, коммуникации с другими людьми. Поэтому важно понимать, что помимо воспроизведения слов (экспрессивная речь), должно быть еще их понимание и отклик на них (импрессивная речь). Прежде чем дети начинают осознанно говорить, им предстоит пройти путь доречевого развития. Сначала мальчики и девочки учатся прислушиваться к звукам, голосу родителей, издавать отдельные гортанные звуки в ответ на обращение к ним. К 2–3 месяцам появляется гуление: теперь малыш любит произносить «агу-агу» и другие протяжные гласные звуки — как в спокойном состоянии, так и на фоне ярких эмоций. Затем, после 5–6 месяцев, в арсенале ребенка появляются отдельные слоги, а потом уже цепочки из этих слогов: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Но не думайте, что в этом возрасте дети уже начинают говорить «мама» и «папа». Пока это просто звуки, а не обращение к конкретному человеку, — лишь признаки формирования лепетной речи. К 9 месяцам ребенок издает все больше новых

Первое, о чем стоит сказать, речь — это форма общения, коммуникации с другими людьми. Поэтому важно понимать, что помимо воспроизведения слов (экспрессивная речь), должно быть еще их понимание и отклик на них (импрессивная речь).

Прежде чем дети начинают осознанно говорить, им предстоит пройти путь доречевого развития. Сначала мальчики и девочки учатся прислушиваться к звукам, голосу родителей, издавать отдельные гортанные звуки в ответ на обращение к ним. К 2–3 месяцам появляется гуление: теперь малыш любит произносить «агу-агу» и другие протяжные гласные звуки — как в спокойном состоянии, так и на фоне ярких эмоций.

Затем, после 5–6 месяцев, в арсенале ребенка появляются отдельные слоги, а потом уже цепочки из этих слогов: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Но не думайте, что в этом возрасте дети уже начинают говорить «мама» и «папа». Пока это просто звуки, а не обращение к конкретному человеку, — лишь признаки формирования лепетной речи. К 9 месяцам ребенок издает все больше новых звуков, эмоционально окрашивает их, меняет интонации. Параллельно с этим можно заметить, что ребенок все лучше начинает понимать обращенную к нему речь: теперь на вопрос «Где папа?» он поворачивается в нужную сторону, а на просьбу «Дай мячик» протягивает необходимый предмет.

Ближе к году у ребенка возникают жесты, которые он использует в определенных случаях: кивает головой в знак согласия, качает ею из стороны в стороны в знак отрицания, машет рукой при встрече и расставании. Так у мальчиков и девочек развивается невербальная коммуникация, что тоже является частью речевого развития. А вскоре ребенок начинает говорить первые слова: слоги выстраиваются в простые лепетные слова, такие как «мама», «папа», «бух», «дай». Важным показателем является то, что каждое слово сопоставляется в одним конкретным предметом или человеком (т.е. «мама» ребенок говорит только в адрес матери и никого больше).

После года наступает период расширения словарного запаса крохи: каждый день родители могут слышать все новые слова и звуки от малыша, порой понятные только ему. Нередко ребенок говорит только начало слова, пропускает или заменяет некоторые его части. Мальчики и девочки в этом возрасте способны выполнять простые просьбы взрослых, отвечать на них жестами или, как любят говорить родители, «на своем языке».