Найти тему
Учительская

Школа-город: образовательное пространство как симулятор городской среды

Для масштабного городского планирования характерно проведение предварительного анализа градостроительной ситуации, например транспортных потоков, количества пользователей среды и их интересов. Для насыщенной и успешной городской среды важно предусмотреть комплекс мероприятий, которые смогут активно поддерживать жизнедеятельность этой среды и препятствовать ее запустению.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Подход к проектированию школы как города позволяет на самых ранних этапах создания нового объекта образования проанализировать потребности участников образовательного процесса, «жителей» школы, и спрогнозировать сценарии пространственного поведения. Например, единая графическая навигация и функциональное распределение помещений по периметру школы помогают сбалансированно распределить «очаги» образовательных активностей детей и педагогов в течение всего учебного дня. Более того, насыщенная технологичная среда школы является отличным инструментом по развитию функциональной грамотности учеников, обучая их тонкому искусству быть современным и успешным гражданином. Для этого необходимо обеспечить эффективную образовательную среду.

Важно понимать, что современная школа как центральная точка жилого массива оказывает значительное влияние на районную городскую среду. Так, например, в утренние часы школа становится точкой повышенной активности, особым местом, с которого начинается городская жизнь большого количества жителей. Площадь перед школой, отправной пункт школы-города, – это открытое пространство, которое является частью других городских пространств и их продолжением. Это первая безопасная и пешеходная зона для детей в структуре школы-города, где нет пересечения улиц и транспортного движения. Это первый самостоятельный шаг в новую образовательную среду «города маленького в городе большом».

Рассматривая школу как симулятор городской среды мы говорим о том, что школа такого типа – это комфортный, безопасный и динамичный мир своеобразных бульваров, площадей, улочек и скверов, которые, исходя из разных видов активностей, можно сгруппировать следующим образом:

Прогулочные зоны

Комфортные коридоры и рекреации – своеобразные «улицы» и «проспекты», где можно отдохнуть, пообщаться с друзьями, организовать коллективное обсуждение проекта или школьных новостей, доделать домашнее задание.

Зрелищная зона

Многосветное многофункциональное пространство, или атриум, – это театральная площадь. Это и общешкольное пространство, где можно отдохнуть, позаниматься или пообщаться, и место для проведения торжественных мероприятий, лекций, мастер- классов и концертов. Настоящий античный театр, где «горожане», как когда-то древние греки, собираются и обсуждают жизнь города. Атриум – это своеобразное место силы школы, сердце здания.

Зона кафе

Уютная обеденная зона с пищеблоком полного технологического цикла, который обеспечивает всех участников образовательного процесса качественным и вкусным питанием. Здесь есть и буфет, где ребята и педагоги могут в неформальной обстановке позаниматься самостоятельно или в группах.

«Городская библиотека»

Комфортный многофункциональный библиотечный центр, который можно использовать как зону коворкинга, место для групповых и индивидуальных занятий, где можно остаться и поработать до вечера, проводя какое-нибудь научное исследование, применив на себя роль будущего студента.

Зона знаний

Эстетичные и комфортные универсальные и специализированные кабинеты с возможностью трансформировать пространство, что позволяет реализовывать разные форматы работы, исходя из индивидуальных особенностей детей и разных педагогических задач.

Одно из важнейших направлений развития «городской среды» школы – это поддержание активности ее горожан даже после окончания уроков. Для нас важно, чтобы ребенок не хотел покидать здание школы даже в конце насыщенного дня. Поэтому создание условий для времяпрепровождения и работы детей и педагогов в послеурочные часы – задача, которую можно и нужно решать на этапе проектирования.

Один из способов наполнить жизнью пустующие пространства – это организация пространств для дополнительных занятий, кружков и секций для детей и взрослых. Подобные мероприятия направлены на создание школьных сообществ и «совместностей» (вместе+место), призванных объединить родителей и детей. Так школа становится настоящим социокультурным центром района. Варианты решения такой задачи предполагают устройство дополнительного входа и/или организацию системы контроля доступа. Например, приведу такой пространственный сценарий:

  • комфортная зона с буфетом для родителей, ожидающих детей из кружков и секций;
  • фаб-лабы, доступные для родителей и жителей района;
  • комфортные спортивные залы со своей группой раздевалок для взрослых;
  • возможность использования современных лабораторно-исследовательских комплексов для проведения занятий дополнительного образования;
  • доступная зона коворкинга для проведения небольших лекций и мастер-классов;
  • доступность «театральной площади», атриума, для проведения социально значимых мероприятий района.

Современное образование непрерывно развивается. Подходы к проектированию и строительству столичных школ меняются так же стремительно, как и наш город. Неизменно одно – стремление Москвы создавать гибкую и эффективную образовательную среду, в которой каждый участник образовательного процесса будет получать удовольствие и радость от пребывания в школьном пространстве. Сегодня современную московскую школу, школу-город, смело можно назвать местом и инструментом социализации и обучения детей искусству быть современным.

Дарья Джавадова, начальник отдела архитектурных и технологических решений ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».