Значимость Мьянмы для Китая недооценена.
Отношения Китая и Мьянма всегда были довольно близкими с момента независимости Мьянмы. Близкий сосед был всегда интересен Китаю, благодаря своему выгодному географическому расположению и ресурсам. Отношения стран стали под угрозой из-за военного переворота в Мьянме в 2021 году, однако Китай нашел способ наладить контакт с новым правительством и при этом снять напряжения в Мьянме.
Выступая на встрече министров иностранных дел Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, член Государственного совета и министр иностранных дел Китая Ван И выразил серьезную озабоченность Китая по поводу проблемы Мьянмы. Ван подтвердил приверженность Китая продолжению конструктивной роли, заявив, что Китай полностью готов работать с АСЕАН по проблемам, связанным с Мьянмой. Ван И выступал на специальной встрече министров иностранных дел стран АСЕАН и Китая, посвященной 30-летию отношений диалога, состоявшейся 7 июня 2021 года.
Ван далее подчеркнул, что все стороны в Мьянме должны уделять приоритетное внимание интересам народа, проявлять умеренность и искоренять все формы насилия. Китай может помочь в восстановлении экономики, повышении уровня жизни своего народа и защите его прав и интересов. Он заявил, что Китай приветствует проведение всеми сторонами политического диалога в соответствии с конституцией и правовыми рамками для возобновления пути демократических перемен, добавив, что Китай по-прежнему готов сотрудничать с АСЕАН для оказания помощи Мьянме перед лицом COVID-19.
Китай всегда оставался сторонником мира и стабильности в Мьянме. Отношения между двумя странами характеризовались как “родственники”, паук-пхау на бирманском языке, фраза, придуманная в 1950-х годах. Отношения между Китаем и Мьянмой пережили различные взлеты и падения. Официальные отношения между двумя странами восходят к концу 1940 года, когда обе страны взаимно признали друг друга.
Мьянма является важным партнером китайской амбициозной инициативы "Один пояс – один путь" и играет значимую роль в реализации китайских стратегических проектов вдоль экономического коридора Китай-Мьянма.
Китай, являясь крупнейшим инвестором и кредитором Мьянмы, предложил 38 инициатив в рамках проекта Экономического коридора. Мьянма, однако, ещё не утвердила 29 из них к августу 2020 года.
В основном проекты КНР в Мьянмы направленны на развитие транспортной инфраструктуры и энергетический сектор. В 2020 году был зарегистрирован проект глубоководного порта в Кьяукпью, что дает выход Китаю к Индийскому морю, развивая периферийные территории и провинцию Юньнань на юго-западе. Выход в Индийский океан упростит торговлю со странами Персидского залива, способствуя ускоренной транспортировке энергоресурсов и других стратегических продуктов в южные провинции Китая, и станет альтернативой торгового маршрута через Малаккский пролив. В этом же направлении реализован проект по постройке высокоскоростной железной дороги между провинцией Юньнань и штатом Ракхайн. В энергетической сфере огромное значение имеют два газопровода, введенных в эксплуатацию и соединяющих глубоководный порт Ситуэ с Куньмином. Таким образом, Мьянма становится важным звеном в топливно-энергетических проектах Китая. Трубопроводы способствует энергетической безопасности Китая за счет увеличения поставок энергоносителей и диверсификации маршрутов доставки. Это также снижает зависимость от СПГ.
Мьянма, соседняя богатая энергоресурсами страна, обеспечивает сухопутный маршрут поставок энергоносителей, что дает Китаю экономические и стратегические преимущества. В настоящее время Китай получает 95 процентов своего энергетического импорта морским путем, причем примерно 80 процентов проходит через Малаккский пролив. Большая часть этих поставок поступает с Ближнего Востока. Расположение Мьянмы в Индийском океане дает экономичный альтернативный маршрут и стратегическое геополитическое преимущество, поскольку позволяет избежать Малаккского пролива, основного международного судоходного пути, на котором доминируют ВМС США. Энергоресурсы можно транспортировать через Андаманское море и Бенгальский залив и транспортировать в Китай из Мьянмы по трубопроводам, сокращая расстояние в 3000 километров, сокращая время транспортировки на пять-шесть дней и избегая потенциальной конфронтации с США.
Мьянма также является потенциальным источником энергии для Китая, что снижает зависимость от энергоносителей с Ближнего Востока. Две из трех ведущих стран Китая по поставкам энергоносителей - Саудовская Аравия и Ирак. Кроме того, Мьянма может помочь Китаю снизить его зависимость от сжиженного природного газа, импортируемого с Ближнего Востока. СПГ дороже природного газа. Судоходство также представляет потенциальную опасность.
Мьянма сильно обеспокоена присутствием Китая в своей стране. В каждом проекте правительство страны старается снизить зависимость, путем сокращения затрат Китая на строительство инфраструктуры на территории страны. Помимо этого, Мьянма совершала попытки диверсифицировать свои партнерские отношения и снизить количество взаимоотношений с Китаем, путем развития отношений с США, но развитие отношений не увенчалось успехом из-за напряженности, связанной с американскими санкциями против Мьянмы.
Однако стоит не забывать об усиливающейся геополитической конкуренции в этом регионе между Индией и КНР.
Индия рассматривает Мьянму как возможность быть ближе к АСЕАН географически, развивая совместные проекты, например, трёхсторонняя автомагистраль Индия – Мьянма – Таиланд с перспективой дальнейшего расширения состава участников. Понимая потенциальную угрозу, Индия вложила значительные средства в создание военно-морских баз на Андаманских и Никобарских островах у берегов Мьянмы с целью наблюдения за деятельностью Китая в Индийском океане. В таком случае Мьянма выступает зоной столкновения геополитических интересов двух огромных держав, чьи действия направлены друг против друга.
Военное правительство Мьянмы готово обеспечить Китаю доступ к рынкам страны в обмен на поддержку и лояльность со стороны своего геостратегического партнёра, которые необходимы им для придания своим жёстким методам во внутренней политике законности. Китай обладает серьезными методами влияния на военных генералов, среди которых финансирование этнических сепаратистов, координация их действий, и возможный отказ от наложения вето на антимьянманские резолюции в СБ ООН.
Китай понимает, что окупаемость всех своих вложений и возможность эксплуатации ресурсов страны основаны на стабильности власти, которую он и старается обеспечить, что включает, в том числе, и построение отношений с этническими группами.
Китай предоставляет этническим меньшинствам, особенно Качин, Ва и Кокан, экономическую помощь, оружие и основные коммунальные услуги, тем самым обеспечивая приграничную торговлю и безопасность китайским нефте- и газопроводам на территории Мьянмы.
Правительство Мьянмы не одобряет эти отношения, потому что они подрывают его авторитет как правительства, которое продолжает борьбу с этими группами. Однако Китай может использовать свои отношения с меньшинствами в качестве рычага воздействия на правительство Мьянмы. В результате захвата власти военными и отстранения от власти главы правящей демократической партии "Национальная лига за демократию" Аун Сан Су Чжи в начале февраля 2021 года одной из вероятных перспектив видится углубление двусторонних отношений Мьянмы и Китая, обусловленное ухудшением политического диалога Мьянмы с западными странами.
В 2016 году мировое сообщество обвиняло Мьянму в геноциде мусульманского народа рохинджа и требовало принять меры для урегулирования этой ситуации. Китай имеет такие же разногласия с Западом по поводу своих внутренних вопросов, а именно по поводу нарушения прав национальных меньшинств в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и подавления инакомыслия в Гонконге. Поэтому, находясь в схожих ситуациях, Мьянма и Китай идут на сближение.
На китайско-мьянманские отношения серьёзно влияют военно-партнёрские отношения США и Индии в регионе, которые продолжают укрепляться, что выражается в увеличении военных поставок вооружения и в оказании военной помощи США своему южноазиатскому партнёру.
США рассчитывают на Индию, как на весомую силу, способную стать противовесом Китаю. В связи с чем при администрации Байдена усиливается взаимодействие в рамках Четырёхстороннего диалога по вопросам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, QUAD, в 2021 году. Поэтому Китай, заинтересованный в дружественных связях с соседями, будет и далее развивать свою внешнюю политику в данном направлении.
В целом позиция властей Мьянмы в отношении Китая является осторожной. Но Китай активно продолжает продвигать свои интересы, несмотря на существующие трудности в двусторонних отношениях. Китай стремится обеспечить себе лояльность со стороны военного руководства, столь необходимую для полноценного доступа к ресурсам Мьянмы. Пекин продолжит вкладывать значительные усилия в укреплении своего экономического, политического влияния в Мьянме, принимая активное участие в общенациональном мирном процессе, так как в противном случае нестабильная политическая обстановка в стране негативно отражается на перспективах создания "Экономического коридора" и на реализации стратегии "Один пояс – один путь". Мьянма, в свою очередь, нуждается в дипломатической поддержке на международной арене и в экономической помощи от своего главного партнёра.