Найти тему

Завод ЗМЗ меняет стратегию: Почему перестали делать лёгкие моторы?

Лёгкими или алюминиевыми называют в обиходе те моторы, у которых блок цилиндров двигателя сделан из алюминия. Соответственно, чугунными считают всю классику, у которой такой же блок цилиндров отлит из чугуна. Классические двигатели происходят чуть ли не с самого начала от первых автомобилей. Лёгкий же вариант появился значительно позже, в конце 40-х - начале 50-х годов прошлого века. К тому времени в мировой автомобильной промышленности уже использовалось много новых материалов, и отношение к чугуну складывалось как к чему-то устаревшему, нуждающемуся в современной, прогрессивной замене.

Заволжский моторный завод - ведёт свою работу с 1958 г. по настоящее время
Заволжский моторный завод - ведёт свою работу с 1958 г. по настоящее время

В итоге обратили внимание на алюминий, посчитав, что он позволит значительно уменьшить вес моторов, при этом, как тогда полагали, надёжность, прочность и долговечность двигателей не пострадают. В СССР первым освоил выпуск лёгких двигателей Заволжский моторный завод. В 1966 году он поставил на поток производства литых крупногабаритных блоков цилиндров из алюминиевого сплава, тогда это делалось для решения конкретной задачи - облегчения двигателя Волги ГАЗ-21, качественной, но очень тяжелой машины, которую в народе иначе как "танк" и не называли.

Чугунный двигатель автомобиля ГАЗ-21
Чугунный двигатель автомобиля ГАЗ-21

Хотя стоимость самого сырья для изготовления алюминиевых двигателей оказалась в 3 раза больше, чем для чугунных, Заволжский моторный завод смог выйти на сопоставимые и приемлемые цены конечной продукции. Но несмотря на отличный старт и прекрасную реализацию всей этой идеи лёгких моторов, Заволжский моторный завод в конечном итоге сократил, а потом вообще прекратил выпуск двигателей с алюминиевыми блоками цилиндров. Причин такого решения было много, но основные две: первая - недостаточный запас прочности лёгкого двигателя и, соответственно, его долговечность по сравнению с чугунным; и вторая причина - сложность капремонта и восстановления двигателей. Там, где чугун, достаточно было расточить, аналогичного простого решения у алюминия не было.

Производство алюминиевых двигателей на ЗМЗ
Производство алюминиевых двигателей на ЗМЗ

Получался замкнутый круг, для выхода из которого у ЗМЗ, к сожалению, не нашлось тогда приемлемых технологических решений.

Читайте также:

Главная слабость легендарного УЗАМ-412: Какой серьезный недостаток имел лучший мотор СССР?
Автолегенды СССР: история и технологии2 июля 2023
Мастерские руки: Какие переделки и инновации применяли трактористы в СССР для оптимизации работы своих машин?
Автолегенды СССР: история и технологии28 июня 2023
Битва за первенство: Какой мотор заслужил звание лучшего в СССР?
Автолегенды СССР: история и технологии11 июня 2023
Забытый и бесполезный: Самый ненужный прибор на Советских "Жигулях"
Автолегенды СССР: история и технологии6 июня 2023
Тайна люка в днище Запорожца: его наиболее вероятное назначение
Автолегенды СССР: история и технологии22 мая 2023