Лёгкими или алюминиевыми называют в обиходе те моторы, у которых блок цилиндров двигателя сделан из алюминия. Соответственно, чугунными считают всю классику, у которой такой же блок цилиндров отлит из чугуна. Классические двигатели происходят чуть ли не с самого начала от первых автомобилей. Лёгкий же вариант появился значительно позже, в конце 40-х - начале 50-х годов прошлого века. К тому времени в мировой автомобильной промышленности уже использовалось много новых материалов, и отношение к чугуну складывалось как к чему-то устаревшему, нуждающемуся в современной, прогрессивной замене.
В итоге обратили внимание на алюминий, посчитав, что он позволит значительно уменьшить вес моторов, при этом, как тогда полагали, надёжность, прочность и долговечность двигателей не пострадают. В СССР первым освоил выпуск лёгких двигателей Заволжский моторный завод. В 1966 году он поставил на поток производства литых крупногабаритных блоков цилиндров из алюминиевого сплава, тогда это делалось для решения конкретной задачи - облегчения двигателя Волги ГАЗ-21, качественной, но очень тяжелой машины, которую в народе иначе как "танк" и не называли.
Хотя стоимость самого сырья для изготовления алюминиевых двигателей оказалась в 3 раза больше, чем для чугунных, Заволжский моторный завод смог выйти на сопоставимые и приемлемые цены конечной продукции. Но несмотря на отличный старт и прекрасную реализацию всей этой идеи лёгких моторов, Заволжский моторный завод в конечном итоге сократил, а потом вообще прекратил выпуск двигателей с алюминиевыми блоками цилиндров. Причин такого решения было много, но основные две: первая - недостаточный запас прочности лёгкого двигателя и, соответственно, его долговечность по сравнению с чугунным; и вторая причина - сложность капремонта и восстановления двигателей. Там, где чугун, достаточно было расточить, аналогичного простого решения у алюминия не было.
Получался замкнутый круг, для выхода из которого у ЗМЗ, к сожалению, не нашлось тогда приемлемых технологических решений.
Читайте также: