Дождётся ли восстановления церковь Алексия, человека Божия?
Урочище Куртяево
Мест в Архангельской области, куда можно проехать на машине, не так уж и много. В основном, для того чтобы добраться до интереснейших и знаменитых точек, помимо четырёх колес, понадобится ещё лодка, катер или паром. Поэтому в списке особо желаемых для посещения мест без задействования водного транспорта оказалось и урочище Куртяево. Судя по карте, оно находилось совсем рядом с Северодвинском, всего в 18 км в сторону города Онеги. Дождавшись одного из выходных дней и сверившись с прекрасным прогнозом погоды, мы выдвинулись в сторону уникального, во всех отношениях, места.
Как мы узнали, особенность урочища в том, что образовалось оно много миллионов лет назад на месте потухшего вулкана. Вернее, произошёл мощный разлом земной коры, а вулкан так и не вышел на поверхность, но высвободил более восьмидесяти подземных минерализованных источников. Находящийся под землей вулкан так там и остался, окутанный тайнами, а в его жерле образовалось урочище. Долину реки Верховки геологи называют «долиной вулканов», и она представляет собой огромную трещину земной поверхности, которая проходит через Нёноксу и далее по дну Белого моря. По подсчётам специалистов лесного хозяйства и экологов, ежедневно в реку Верховка выливается около 200 кубометров минеральной воды из десятков источников, связанных общей «трубкой взрыва», а далее река впадает в Белое море. Эта водная артерия не только снабжает питьевой и вкусной водой жителей близлежащего села Нёнокса, но ещё и кормит их. Местные говорят, что вода богата на рыбные уловы, здесь водится около 15−17 пород рыб. Про сами источники сложено очень много легенд. Раньше их делили на «живые» и «мёртвые», даже стояли таблички с указанием и направлением, где и какая вода, несущая определённый энергетический посыл. Но потом священнослужители настояли на том, чтобы указатели убрали и поставили у ближайшего источника «живой» воды обетный крест.
Вообще с указателями здесь дело обстоит интересно: их практически нет. И если ближайший источник найти не составило большого труда, он находится в нескольких метрах от дороги, то в поисках остальных нужно протопать несколько километров вглубь леса, о чём нет никакой информации вдоль трассы на Онегу. Да и само место остановки никак не обозначено, с дороги оно выглядит как обычная парковка, и мы сначала его проскочили, но потом вернулись. Несмотря на выходной день и прекрасную погоду, желающих испить воды и погулять по «местам силы» было совсем немного. Мы прошли в сторону от дороги всего несколько метров, и лесная дорожка сменилась на деревянную тропу, которая привела нас прямиком к первому источнику. Такая красота вокруг! Богатый смешанный лес с поросшими пушистым мхом кочками, внизу тихо и спокойно течёт река, а прямо из-под земли выныривает небольшой прохладный источник, превращаясь на земле в тонкий извилистый ручеёк, который, неторопливо пробежав мимо обетного креста, стекает в углубление в земле, окружённое деревянными стенками. Мы зачерпнули воду прямо ладошками и сняли первую пробу. Вода на вкус оказалась слегка солоноватая с одновременно чуть сладковатым привкусом, чем-то отдалённо напоминающая гастрономическую солёную карамель. Но где же остальные источники? Побродив по лесу ещё с полчаса и не встретив больше ни одного ручейка, поняли, что ищем где-то не там. Вернулись на парковку и тут увидели, что одна семья с рюкзаками за спиной спускается вниз с противоположной от нас стороны дороги. Номера на их машине были местные, а нам очень хотелось обнаружить источники (особенно самый знаменитый Талец), поэтому, решив, что они-то уж точно что-то знают, через время пошли вслед за ними.
В чащу леса за живой водой
Но, видимо мы долго топтались у машины, либо эти люди очень быстро ходили, и, когда мы оказались на лесной тропинке, их уже след простыл. Учитывая всего одну протоптанную дорожку, мы уверенно двинулись в единственном возможном направлении — вглубь леса. Поразительно, что в городе к тому времени снег давно растаял, а здесь будто зима нашла себе последнее пристанище, чтобы отдохнуть после долгой работы и встретить весну лично. Чем дальше мы уходили в лес, тем больше становилось снега. В какой-то момент поняли, что единственный шум, которым наполнялся лес, — хруст снега под нашими кроссовками. Остановились — полнейшая тишина! Ни пения птиц, ни звука человеческих голосов, ни шелеста крон деревьев. Полный штиль. Мы даже переговаривались какое-то время шёпотом, так не хотелось нарушать тягучее и плотное спокойствие леса. Пройдя где-то с километр, обнаружили накренившуюся и ушедшую наполовину в землю маленькую избушку, по которой было видно, что она совсем древняя. Подойти ближе и рассмотреть её вблизи мешали сугробы и плотный валежник, которому было, видимо, столько же лет, как и этому бывшему жилищу. Таких избушек мы нашли дальше ещё несколько, они были разбросаны далеко друг от друга и пройти к ним не представлялось возможным. Да и, честно говоря, было боязно как-то нарушать этот вековой покой, который в этих избах продолжал жить уже без человека. Еще примерно через километр показался более современный домик, похожий на сторожку. Он находился совсем рядом от тропы и выглядел явно обжитым. Мы поздоровались, поаукали — никого... Дальше тропинка расходилась на два направления: влево, где утоптанная дорожка шла много выше, на холм, и прямо, через низину, образованную болотами. Мы пошли прямо. Здесь майское солнце всё-таки прорвалось через кроны деревьев, уверенно растопило зимний пейзаж, и мы увидели, что под снегом на протяжении всей тропы просвечивает деревянный настил. Сразу поняли, что мы на верном пути, потому как читали на различных форумах, что прямиком к источникам ведёт именно деревянная тропа. Ещё километра два нашего дальнейшего пешего путешествия любовались сменой ландшафта: участки болот по очереди сменялись густой чащей леса, и на протяжении практически всего маршрута наши ноги удобно топали по деревянным дощечкам. Только благодаря людям, которые сделали здесь такую тропу, можно добраться до конечного пункта, ибо, конечно, по болотам далеко не уйдёшь, да и вообще, можно легко заблудиться.
...И вот, пройдя в общей сложности где-то километров четыре-пять, мы наконец услышали вдалеке весёлое переливающееся журчание воды, которое разрезало абсолютное безмолвие огромного леса. Мы явно приближались к чему-то совершенно необыкновенному и прекрасному. Как будто лес нам всё время нашёптывал: «Ещё немножко... Вот уже скоро-скоро... Чуточку терпения... Вы не будете разочарованы.... Вы почти на месте...». А потом глубоко вздохнул и на мощном выдохе раздвинул наконец свои лесные стенки, явив нам во всей красе своё пульсирующее прекрасное сердце, омываемое чистейшими и прозрачными водными артериями, бьющие прямо из недр земли. Мы пришли. Перед нами открылась просторная и живописнейшая поляна, в центре которой красовалась деревянная шатровая часовня и рядом с ней ещё одно деревянное сооружение, похожее на большую резную беседку, внутри которой мы увидели колодец. А прямо у подножия часовни бьёт из-под земли тот самый источник Талец, весело и журча стекая по желобку из бревна хвойной породы. Красота вокруг такая, что дыхание перехватывает от созерцания вековой неповторимости природы!
В 1842 году в описи имущества церквей Нёнокского прихода за 1842 г. есть запись об обустройстве для паломников ручья Талец: «....К церкви расстоянием в одной версте принадлежит Талец. Вода в нём ключевая из-под горы, где над исходом воды выстроен анбар. В средине над ключом в квадрат ковчежец с двумя окнами для окачивания приезжающих богомольцов сделан. В нём два чуланчика заборного. Ниже пола вода течёт по потокам. Для входа в анбар с двух сторон имеются простые на крюках и петлях двери».
Сама часовенка внутри небольшая, но очень уютная. В ней пара столов со свечами и листочками бумаги для желающих помолиться за здравие или упокой своих родных и близких, на деревянных стенах, видимо, паломники и туристы разместили образа, а самое главное — в ней вырублена купель для омовения, где прямо в воду ведут деревянные ступеньки. Тут же у стены пара обычных пластиковых тазов для тех, кто вместо погружения желает облиться прохладной водой из источника, и даже кто-то оставил полотенца. Побродив по красивейшему месту и напившись вдоволь воды прямо из источника (а у этой воды есть интересное свойство, связанное со вкусовыми качествами: чем больше пьёшь, тем больше хочется), мы двинулись в обратный путь. Кто бывал в местах силы, тот знает, как организм словно наливается до краёв положительной энергией, и сразу хочется если не горы ворочать, то пустить эту энергию на осуществление какой-то бурной деятельности. Поэтому, полные жизнерадостного энтузиазма, мы выдвинулись в сторону города Онеги и в первый свой приезд осмотрели далеко не все достопримечательности Куртяева...
Чудеса Алексея, человека Божия
Дождавшись следующих выходных, мы снова поехали по уже знакомому маршруту, выглядывая по пути какие-нибудь указатели, и, не доезжая пару километров до парковки, всё-таки углядели на холме с правой стороны небольшую стрелку с надписью «Часовня». Однако было совершенно непонятно, куда она советует держать путь. То ли вдоль по холмам, то ли прямиком через дорогу... Так толком и не определившись, решили снова доехать до парковки и двинуться тем же пешим маршрутом, что и в прошлые выходные. Лишь когда вдалеке показалась уже нам известная обитаемая сторожка, мы вспомнили, что тропинка в этом месте расходится в разные стороны. В прошлый раз мы пошли по деревянным дощечкам, которые нас привели к источнику Талец, поэтому на сей раз свернули от домика влево, выше в горку. Уже через пятнадцать минут по пути стали встречаться уютные места для отдыха, кормушки для птиц и белок с угощениями для лесных жителей от добрых людей и, самое главное, мы увидели указатель, что идём мы в верном направлении. Лес в этом месте богаче, плотнее и, судя по всему, старше, чем в месте источника Талец. Воздух здесь просто кристальный и при этом такой густой, что кажется, будто лапы и ветки щедро кто-то сдобрил хвойным эфирном маслом. Пройдя километра два-три, мы вышли на огромную поляну, где с противоположного края возвышалась большая деревянная церковь, справа от которой застенчиво приютилась маленькая и тоже деревянная часовенка.
Подойдя ближе, увидели, что здесь уже установлены информативные таблички с кратким описанием старинных строений. Большая церковь — это церковь Алексия, человека Божия, а маленькая — часовня Алексия, человека Божия. С выбором именно этого места связана одна легенда или историческая зарисовка, вкратце она выглядит так.
Примерно в конце XVII века на уже известной нам поляне трапезничали какие-то работники — может, косари, а может, ремесленники из Нёноксы. И вдруг на абсолютно пустой поляне им привиделся берёзовый пень, от которого исходило сильное сияние. Когда они подошли ближе, чтобы посмотреть, что за чудо им явилось, то в ярком свете разглядели парящий образ иконы Алексея, человека Божия. В 1705 году в месте явления иконы возвели часовню, куда её, эту икону, и установили. Буквально сразу среди местных жителей стали появляться истории, связанные с чудодейственными силами иконы.
Первое чудо произошло через год после явления иконы. Всю зиму монахами Кирилло-Белозёрского монастыря (на чьих землях и была построена часовня) заготавливался лес для последующих летних работ в Нёноксе, и вот в период весенних гроз мощнейшая молния ударила прям в центр заготовок, что привело к масштабному пожару. Весь долгий и упорный труд людей уничтожался языками пламени с огромной скоростью. Тушили-поливали-спасали заготовки и монахи, и жители села. Всё было бесполезно. Люди пошли на поклон с молитвами к иконе Алексея, человека Божия. И тут действительно произошло невероятное: небо, которое неистово бросалось молниями на землю и громыхало грозами, вдруг затихло и через мгновение пролилось сильнейшим ливнем, потушив пожар за считанные минуты. Большая часть леса была спасена, а люди уверовали в силу иконы и её защиту от напастей. Следующего чуда тоже долго ждать не пришлось. Как-то приказчик монастыря забрал икону из часовни, чтобы унести к себе на подворье и там уже молиться на неё. На следующее утро монахи лицезрели ужасную картину: несколько десятков монастырских лошадей полностью ослепли. Было принято решение позвать иеромонаха, тот отслужил молебен и окропил несчастных животных святой водой, после чего лошади прозрели, а для того, чтобы вернуть икону на надлежащее место, произошёл первый крестный ход из Нёноксы обратно в часовню протяжённостью примерно в 20 километров.
В другой раз в часовню зашёл язычник из Карелии и увидел, что возле иконы висят разные вещицы из серебра: подвески, монеты, серьги, которые приносили в дар православные верующие иконе-защитнице. А так как верил он в совершенно другое и к христианским традициям относился неуважительно, то забрал всё серебро себе. И тут же ослеп! До ужаса напуганного язычника обнаружил местный приказчик. Тот так и стоял, не шелохнувшись, на одном месте, крепко держа в руках серебро. Приказчик того дурня простил, отпустил, серебро вернул иконе, но, говорят, не помогло: воришка так и не прозрел.
Четвёртое, известное местным чудо, было такое. В домике рядом с часовней жила семья из местных, которая сторожила святыню: муж, жена и их дети. Однажды поздним вечером к ним в домик постучались две женщины, назвавшиеся паломницами из какой-то деревни близ Архангельска. Они попросили семью указать им путь на святой источник Талец. Местные очень удивились, откуда те узнали о существовании источника, протекающего в глухих лесах. А женщины признались, что их родственника внезапно парализовало, и никто не в силах ему помочь сколько ни старались. И вот в один из дней им явилась не икона, а сам лик Алексея, человека Божия, который дал напутствие, чтобы те отправлялись в место, именуемое Куртяевское, а там отыскали реку Талец, вода из которой исцелит больного. Женщин к источнику отвели, помогли набрать живой воды, накормили и отправили в обратный путь. Через какое-то время в Нёноксу пришла весть, что чудо свершилось. Больного человека напоили исцеляющей водой, и здоровье его пошло на поправку.
Эти все истории так прижились у местного населения, что даже в Архангельской епархии стали рекомендовать паломникам, направляющимся на всем известные Соловки, сначала посетить церковь с иконой Алексея, человека Божия, а потом уже оттуда отправляться в дальнейший путь. По этому поводу в 1890 году даже издавался «Путеводитель для паломников», где есть описание трёхдневного похода по святым местам, где важное место занимает Куртяево.
Церковь и часовня триста лет спустя
В 1721 году на месте часовни было решено возвести церковь, а после появления церкви на месте явления образа была поставлена новая часовня. И теперь мы можем лицезреть довольно редкое явление: совместное нахождение в одном месте однопрестольной церкви Алексия, человека Божия, и часовни во имя его же. Церковь постоянно достраивали и облагораживали вплоть до 1902 года, и тогда же был проложен деревянный настил до самого источника Талец, где место вокруг него также благоустроили. Было принято решение более не достраивать ничего, так как дополнительные инициативы потребовали бы значительной вырубки леса и нарушения экосистемы, поэтому это место с 1902 года более не менялось.
Когда-то вокруг церкви были деревянные гостиницы для паломников, которые проделывали долгий путь из других селений и городов, чтобы прикоснуться к чудесной иконе и помолиться об исцелении своём и близких. В настоящее время даже следов от тех гостиниц не осталось, и вплоть до 1990 года, церковь ни разу не подвергалась ни реконструкции, ни ремонту. В начале 90-х годов на церковь всё-таки обратило внимание Всероссийское общество охраны памятников культуры и искусства, и даже начались инициативные работы по восстановлению, но, видимо, средства быстро иссякли и все работы свернули, остались только строительные леса вокруг святыни, где они находятся и по сей день, и оборванная обшивка фасада. Но, судя по всему, реставрацию, хоть и не полную, всё же возобновили: частично заменены деревянные детали на фасаде, внутри выборочно устланы участки пола из деревянных досок, на улице установлены информативные стенды и памятные таблички, а на поляне лежат свежие заготовки леса для дальнейших работ. Но реставрационные работы здесь требуются не только дорогостоящие, но кропотливые и вдумчивые. Чтобы при ремонте несущих опор не пострадал сруб, его надо полностью аккуратно разбирать, а потом снова собирать на окрепший скелет. К тому же во времена, когда церковь ещё активно благоустраивали, каким-то приказчиком было велено снести внутри здания одну из несущих стен, чтобы увеличить внутреннее пространство, что повлекло за собой нарушение целостности главных опорных элементов, вследствие чего оконные проёмы будто выдавились изнутри и снаружи стали выпирать деревянными рамами. Будем надеяться, что всё же найдутся люди и организации, способные не только восстановить храм, но и, по возможности, сохранить его в первозданном виде.
Двери и в церковь, и в часовенку открыты. Любой желающий, кто отправится на поиски исторического места, может зайти внутрь, осмотреться, поставить свечку и помолиться. Да... заходя в часовенку, берегите голову: она настолько маленькая и низенькая, что человек даже совсем невысокого роста, может набить пару шишек на лбу. Но зайти стоит обязательно. Там настолько тихо, уютно и спокойно, что хочется подольше посидеть на деревянной лавке, наедине с собой, и как следует пропитаться каким-то неосязаемым добрым духом. Служителей там нет, поэтому приходящие люди сами содержат там всё в чистоте и порядке, как могут. Примечательно, что несмотря на почтенный возраст, сруб не сгнил, не обрушился, не развалился и выглядит так же, как и 300 лет назад, только постарел со временем. Может, стоит он до сих пор крепко благодаря удачно когда-то выбранному месту застройки, потому как поляна находится на возвышении, очень открытая, и щедро омывается солнечными лучами, не давая отсыреть дереву, а может, и сам образ Алексея, человека Божия охраняет свой дом. Кто знает...
Сейчас чудодейственной иконы в церкви нет, и следы её утеряны. Пока икона была в церкви, ей образ постоянно украшался. В записях от 1813 года есть такое описание : «...По рапорту вашему, коим просили вы дозволить изготовляемую по усердию здешним мещанином Андреем Постниковым серебряную ризу возложить на образ Алексия, человека Божия, того Ненокоцкого прихода в Куртяеве состоящий, а имеющееся ныне на оном образе серебро и жемчуг снять, по приличию наложить на другой во имя того Алексия, человека Божия образ.<...> Риза на образе Алексия, человека Божия, сребрянная, чеканная, под золотом, весом 51 золотник, венец таковый же, под золотом, с сиянием мерою в длину 5, поперек 4 вершка, 84 пробы, надпись на оной Алексий, человек Божия...».
После 1917 года любые упоминания об имуществе этой церкви теряются. Тогда все иконы из Нёноксы и близлежащих посёлков были изъяты и переданы в музеи, а про церковь, стоящую далеко в лесу, даже и не сразу вспомнили. В 1945 году в Президиум пришло письмо от неизвестных людей, в котором говорилось, что в нескольких километров от Нёноксы осталась ещё одна церковь и в ней даже проводят служения, а в 1949 году был окончательно наложен запрет на ведение служб для прихожан и любые церковные дела. При церкви поставили сторожей, которые сменяли друг друга, оставляя церковь каждый раз всё в более печальном виде, а ещё через пять лет, в 1954 году, церковь и вовсе пришла в полное запустение. Судьба же иконы Алексея, человека Божия и остальных образов из этой церкви по сей день неизвестна. В 1992 году, была освящена надкладезная часовня над источником Талец и тогда же организовано первое паломничество из Северодвинска. Но, как говорилось уже ранее, всего через год все ремонтные работы по восстановлению церкви внезапно прекратились, и в полной мере до сих пор не возобновлены.
Однако с каждым годом всё больше людей интересуется этим необыкновенным местом. Туристы и паломники находят в огромном лесу не только целительные источники, но и добираются до церкви с часовней. Хочется верить, что пройдёт ещё немного времени – и в святом месте вновь забурлит жизнь, а стены храма с кроткой и безмолвной радостью услышат первую службу спустя много лет забвения.
***
Автор: Елена Сенчило, специально для GoArctic.
Фотографии автора.