От критики иногда очень плохо, и проблема может быть как в ваших травмах, так и просто в поведении других людей. Почитайте, что делать в обоих случаях и как научиться проще относиться к чужим комментариям о вас и вашей работе.
Изучите травму
Болезненное восприятие чужого мнения обычно говорит о травме: вы или долгое время подвергались незаслуженной критике и обесцениванию, или тема, по которой вас критикуют, почему-то особенно вас волнует.
Как всегда, лучшее решение — обратиться к специалисту, выяснить, что именно стало причиной вашей острой реакции и понять, как справиться с негативными последствиями этого опыта.
Слушайте авторитетов
Подозреваем, что вас задевает любая критика — хотя совершенно необязательно слушать всех, кто хочет высказаться в вашу сторону. Определите, чье мнение для вас действительно авторитетно и ценно и почему. Прислушивайтесь только к тем, кто дает качественный фидбек и старается вас подбодрить, а не унизить.
Просите конкретики
Критикой называется конструктивный, направленный на улучшение комментарий. Остальное — самоутверждение за чужой счет. Просите оппонента объяснить, что не так с вашей работой и как ее можно исправить. Если он отказывается или не может сказать ничего вразумительного — можете не обращать на него внимания.
Ищите конструктив
Если вас критикуют справедливо, старайтесь отделить эмоции от фактов. Запишите, что конкретно вам не удалось и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию. Сконцентрируйтесь только на этом и приступите к действию: так будет проще не впасть в отчаяние и адекватно воспринять фидбек.
Поделитесь эмоциями
Попробуйте честно, но спокойно высказать эмоции в ответ на обидную критику. Возможно, человек сам не замечает, что задевает вас, и вы вместе придумаете, как сделать обратную связь более продуктивной. Вот пример:
«Может быть, ты не хочешь сказать ничего плохого, но твоя критика только огорчает меня. Я не до конца понимаю, что от меня требуется и как это сделать. Пожалуйста, уточни, что ты имеешь в виду?»
Удерживайте границы
Иногда критиканам нужно давать отпор: есть люди, которым просто нравится чувствовать себя умнее всех, и вы не обязаны идти у них на поводу.
Ваша защита в простых фразах вроде «спасибо, я разбираюсь в том, что делаю» и «я спрошу у тебя, если мне нужен будет совет». Не стесняйтесь их, если чувствуете, что к вам пристают незаслуженно.
А какие способы не переживать из-за критики помогают вам? Расскажите в комментариях!