Найти тему
Записки КОМИвояжёра

60 миллионов просмотров! Почему фильм о Фантомасе вызвал такой бурный интерес советского зрителя?

Французский режиссёр Анри Юнебель успешно снимал приключенческие, комедийные фильмы (в СССР в прокате шёл его «Горбун»), но он представить не мог, что «Фантомас» будет иметь такой успех – 60 миллионов зрителей! Причём сам режиссёр считал, что снял комедийную пародию, но публика приняла происходящее всерьёз!

Фильм появился в прокате в 1967 г., и перед зрителем предстал могучий, таинственный злодей, для которого нет замков, сейфов и вообще преград, а сам он... обаятелен!

Одна только мелодия - саундтрек фильма - её насвистит или пропоёт каждый, кому было в 1967 году хотя бы 5 лет!

https://musify.club/release/trilogie-fantomas-ost-fantomas-trilogiya-saundtrek-2001-946819?ysclid=ljn0c4tg10517708622

Таинственный злодей и его супертехника

Это был злодей, которого не хватало в советском кино: советская публика привыкла к отрицательным персонажам, вызывавшим отвращение – только что вышли на экраны «Неуловимые мстители», где Сидор Лютый убивал, грабил и сам стегал плёткой сироту. Советские отрицательные персонажи не имели налёта таинственности и запретного обаяния.

Сидор Лютый - Владимир Трещалов
Сидор Лютый - Владимир Трещалов

А Фантомас грабил – но только богатых: то драгоценное колье, то невероятные суммы, то изощрённые убийства, и всё это в роскошных интерьерах, на невероятных машинах, среди блестящих дам и лощёных господ.

https://track.pinkamuz.pro/download/3332313536328b37b4343332333136340300/28796f2d6855619860e13d459518a95d/из%20к%20ф%20%22Фантомас%22%20-%20Внимание%21%20Через%20несколько%20минут%20вас%20посетит%20Фантомас%21.mp3

Обаятельный злодей и его невероятная техника
Обаятельный злодей и его невероятная техника

Что привлекало советского зрителя? Да, погони, перестрелки, драки и спецэффекты, которые были так новы! И обаятельный злодей, элегантные женщины, прекрасные платья и строгие костюмы, роскошная жизнь высшего света – и непременно могучий герой, который не знает страха! Жан Маре раздумывал, нужно ли ему связывать своё имя с фильмами «для толпы», но, решившись, он был первым, кто не пользовался помощью дублёра для выполнения сложных трюков: он бегал по крышам, мчался на автомобиле, прыгал из окна, дался со злодеями (и страстно сжимал в объятиях невесту, которую с эффектом играла блистательная Милен Демонжо), причём всё это с обаятельной улыбкой.

Жан Маре и Милен Демонжо
Жан Маре и Милен Демонжо

Забавно, но после этого пародийного фильма актриса обрела огромную популярность.

В советских фильмах 60-х годов такие героини не встречались
В советских фильмах 60-х годов такие героини не встречались

Фильм украсил Луи де Фюнес, игравший взбалмошного, увлекающегося, но такого упорного, хоть и чуть-чуть недалёкого комиссара полиции (к слову, Жан Маре терпеть не мог де Фюнеса, считая, что «этот лысеющий кривляка» вызывает слишком много внимания публики, отнимая успех! Маре даже не включал «Фантомаса» в список своих ролей!)

комиссар Жюв - Луи де Фюнес
комиссар Жюв - Луи де Фюнес

Фильм разошёлся по стране, школьники писали записки: «Мне нужен труп, я выбрал вас, до скорой встречи! Фантомас», – и подбрасывали в почтовые ящики. Милиция потребовала запретить «Фантомаса» и его продолжения в связи с участившимися криминальными происшествиями, и фильмы сняли с проката, но через три года вернули – и зритель снова понёс деньги в кинотеатры.

Режиссер Андре Юнебель четвертый фильм вообще хотел снимать в СССР, зная, что советский зритель наверняка сделает кассу – конечно, фильмы о злодее противоречили советскому образу жизни, но были так увлекательны, ярки, насыщены действиями и обаянием даже отрицательных персонажей, то есть полностью отличались от привычных советских, вызывали постоянный интерес, поэтому съёмки в СССР не состоялись.