Глава 8.
Не приехали свататься родители Васима. Тяжело заболела мать. Приезжать до каникул в Душанбе сыну отец запретил, сказав, что тот ничем не поможет матери, что для неё лучшим лекарством будут хорошие оценки сына на экзаменах. Ну, а ещё американский препарат нитронг, который очень трудно достать. Васим оббегал все аптеки города, но нитронга не нашел. Аптекари только пожимали плечами. А тут подоспела летняя сессия, завершающая второй семестр.
В сессию наши герои совсем перестали встречаться.
А вокруг все цвело, благоухало. На Венце среди благоухающих кустов сирени и жасмина, калины бульдонеж и белой акации с вечера до утра пели соловьи, кружило голову от этого волшебства. А любимый сидел за книгами, даже забывал поесть. Похудел так, что брюки спадали. Приходилось в ремне опять и опять проделывать новую дырочку. Зине ничего не оставалось, как тоже вгрызаться в науку. На экзаменах она сражала наповал преподавателей глубиной своих познаний. Один за другим экзаменаторы ей пророчили большое будущее, предлагали после вуза поступать в аспирантуру.
И вот вторая сессия позади. Васим уехал домой, радовать родителей своими успехами. На сей раз он не получил ни одной тройки. Оценок отлично и хорошо в его зачетке было поровну. Сватовство решили перенести на время, подождать, когда мать Васима поправится. Зиночка хотела поехать вместе с любимым, но ее отговорили, момент для знакомства был неподходящий. Она, скрепя сердце, согласилась и записалась в стройотряд проводницей одна.
В стройотряд они собирались вместе с Васимом. Прошли курсы проводников, где обучали всем премудростям этой ответственной профессии.
В Покровке ждали Зиночку. Перед стройотрядом она должна была приехать домой вместе с Васимом и его родителями. Волновались. Но Зина приехала одна. Бабушка Даша перекрестилась:
- Слава тебе, Господи! Пронесло! Может быть, совсем эта свадьба не состоится!
Братишки задергали Зиночку вопросами: "Когда приедет жених? Когда будет свадьба?"
Зина ходила с мальчишками за ягодами в лес. Они, удовлетворив свое любопытство, рассказывали ей наперебой о своих успехах и приключениях. Мишутка не так давно чуть не утонул в речке, ныряя за зацепившимся поплавком. Еле выплыл. А Леньчик свалился с крыши сарая, на которой проломилась доска. Слава Богу, оба остались целы и невредимы и сейчас собирали вместе с Зиночкой луговую клубнику. Припекало солнце, мальчишки разлеглись на травке и лениво рвали краснобокие ягодки, половину собранного отправляя в рот.
А Зина не уставала восторгаться изобилием этой полянки. От ягод было красно в глазах. Тут и там среди цветущего разнотравья висели тяжёлые гроздья ягод, именуемых в Поволжье полевой клубникой. Издалека можно было почувствовать ее густой сладкий запах. Над поляной порхали бабочки, гундосили кровожадные комары, жужжали пчелы. Но Зина не обращала на них никакого внимания. Ее охватил азарт собирательницы. Набрав свой бидончик, она поставила его в сторону, отобрала посуду у Миши, оставив братишкам один бидон на двоих.
- Наберите хоть его, - сказала братьям. - А, вообще, наедайтесь досыта и запомните эту полянку на всю жизнь. Может случиться, что такой красоты вы больше не встретите.
Ленчик почесал веснушчатый нос, чихнул, нанюхавшись душицы, откинулся на спину, раскинув руки, и от блаженства закрыл глаза:
- Пусть теперь Мишка собирает. Я полбитона набрал.
- Ну, ты хитрец, как я погляжу. Устал что ли? - Зина взъерошила светлые вихры Лёни. - Давайте отдохнем и перекусим.
- Давайте! Давайте, - оживились братишки.
Васим тем временем заходил в кардиологическое отделение республиканской больницы. Лекарство для мамы Асии он всё-таки раздобыл. Помог будущий тесть. У него, как у инвалида войны были льготы. На подушке виднелось сухонькое бледножелтое родное лицо. Он упал на колени у кровати матери. Асия почувствовала в своей ладони слезы сына, целовавшего ей руку. Она отняла ее и погладила черные кудри Васима.
- Ну, что ты, сынок! Все хорошо! Я уже хожу потихоньку. Папа и твои сестрёнки всё время меня навещают, завалили фруктами и всякой всячиной. Вот катлама, вот катык, может быть поешь? Все свежее. Ты такой худой! Поешь, пожалуйста!
- Что ты, мама? Я сыт, ешь сама, набирайся сил. Я тебе лекарство достал, отец Зины помог.
- Спасибо, родной! Видишь, как я вас подвела! Не вовремя расхворалась. И на Зину твою не поглядела.
- Увидишь ещё, мамочка! Ты, главное, аыздоравливай!
Дом без заботливых рук матери, осиротел. Отец ходил, как неприкаянный. Сразу постарел и осунулся. Амина и Аниса, сестрёнки Васима, старались изо всех сил заменить мать Асию, но увы! Кто ее заменит? Во дворе опадали последние запоздавшие абрикосы, разбиваясь и распространяя чарующий аромат. Сестрёнки собирали перед мпевшие плоды и варили их с сахаром, потом сушили это варево на солнце. Получалось нечто, похожее на мармелад.
Прибежала соседская девочка Зульфия.
- Как здоровье у тети Асии? Я ей компот из абрикосов сварила. Хочу отнести. Как вы думаете, можно ей компот? - спросила она у Васима.
- Ну, конечно, Зуля! В абрикосах много калия, для сердца он очень полезен.
- А можно, я вместе с вами пойду, - взглянула Зульфия на парня, затаив дыхание.
Продолжение следует
Начало:
Катык - кисломолочный продукт, похож на кефир.
Катлама - пресная лепешка с зеленью