В 2022 году Wildberries заработал на штрафных санкциях более 8 млрд рублей. На изменение условий жалуются продавцы, клиенты и менеджеры компании. Forbes выяснил, что происходит с условиями работы маркетплейса и как он заработал деньги.
Что произошло
В марте этого года начались забастовки работников пунктов выдачи заказов. Тогда площадка собиралась удерживать с сотрудников полную стоимость бракованных или подмененных при возврате вещей.
После этого Дмитрий Гусев из «Справедливой России» предложил обсудить случившееся с бастующими, а представители Wildberries добрались до Госдумы. На встрече с Гусевым представители маркетплейса отрицали проблему.
Таких скандалов было несколько за последние два года. Покупатели жаловались на непредсказуемые правила возвратов, сотрудники протестовали против жестких условий труда. Все привело к тому, что депутаты начали думать о том, как ужесточить регулирование всей отрасли электронной коммерции.
Создательница и генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук объявила, что главная цель компании — стать более открытой, и пообещала предоставить соответствующий план «и для СМИ, и для госорганов».
Как зарабатывают на штрафах
В 2022 году у Wildberries появилась новая статья заработка. Из отчетности компании следует, что неустойки и штрафы принесли ей 8,4 млрд рублей. В 2021 году их не было.
В Wildberries утверждают, что у компании нет цели собрать штрафы в качестве дохода: «Они выполняют регулирующую функцию на платформе, помогают соблюдать интересы всех участников: продавцов, клиентов и компании».
Речь идет, например, о штрафах в 10 000 рублей за перевозку товаров, чьи габариты не соответствовали указанным в товарных карточках. В мае компания также вскрыла схему мошенничества, когда продавцы продвигали товары без оплаты услуг Wildberries. Компания списала с них в общей сложности 2,5 млрд рублей штрафов.
Жалобы продавцов
По словам продавцов площадки, система штрафов не прозрачна.
«Wildberries никогда не предоставляет точной информации по штрафам, которые удерживает: ни точное время удержания, ни артикул товара, за который должен быть уплачен штраф», — рассказывает собеседник Forbes, которого коснулись штрафы на десятки миллионов рублей.
При этом в 2022 году комиссия при Минпромторге обязала Wildberries детализировать штрафы, начисленные за нарушения при складировании товаров. В июне маркетплейсы подписали с продавцами стандарты по взаимодействию. Впрочем, Wildberries, по словам продавцов, не соблюдает взятые на себя обязательства.
«Правила работы площадки, оферта, штрафы — все меняется и вводится мгновенно. Иногда компания проводит акции, от которых отказаться нельзя», — рассказывает один из них.