Найти в Дзене
История без купюр

Сэр Стэнли Генри Мортон: ужас Африки, герой Европы, замечательный лицемер 19 века

Судить людей прошлого на прокрустовом ложе современной идеологии и общественного мнения? Не стоит. Но некоторых "героев" и сегодня, и в прошлом назвали бы весьма лицемерными. Например, сэра Генри Стэнли Мортона. Герой Европы Почему личность Генри Мортона так привлекала его современников объяснить просто. В конце девятнадцатого века для европейца Африка – это большой и самый загадочный континент Земли. Нет, уже несколько столетий мореплаватели из Европы наладили маршруты и очень хорошо изучили побережье континента. А уж сколько рабов вывезли… Вот только о том, что происходит дальше нескольких дневных переходов в глубь континента, «цивилизованные народы» имели весьма смутное представление. Тропические леса, болезни, насекомые, хищные животные и жестокие дикари пугали их до ужаса. Собственно, чтобы понять отношение европейцем, американцев к Африки достаточно почитать серию книг о Тарзане. Забытые цивилизации, мистика, чудища… И это спустя 25 лет после экспедиции Мортона. Нет, экспедиции
Оглавление

Судить людей прошлого на прокрустовом ложе современной идеологии и общественного мнения? Не стоит. Но некоторых "героев" и сегодня, и в прошлом назвали бы весьма лицемерными. Например, сэра Генри Стэнли Мортона.

Герой Европы

Почему личность Генри Мортона так привлекала его современников объяснить просто. В конце девятнадцатого века для европейца Африка – это большой и самый загадочный континент Земли. Нет, уже несколько столетий мореплаватели из Европы наладили маршруты и очень хорошо изучили побережье континента. А уж сколько рабов вывезли…

Стэнли Генри Мортон позирует в Лондоне с подросток Калулу, которого привез из Африки. Источник. Яндекс.Картинки
Стэнли Генри Мортон позирует в Лондоне с подросток Калулу, которого привез из Африки. Источник. Яндекс.Картинки

Вот только о том, что происходит дальше нескольких дневных переходов в глубь континента, «цивилизованные народы» имели весьма смутное представление. Тропические леса, болезни, насекомые, хищные животные и жестокие дикари пугали их до ужаса. Собственно, чтобы понять отношение европейцем, американцев к Африки достаточно почитать серию книг о Тарзане. Забытые цивилизации, мистика, чудища… И это спустя 25 лет после экспедиции Мортона.

Нет, экспедиции в глубь Африки отправлялись. Тот же шотландец доктор Дэвид Ливингстон – довольно известный исследователь. Он предпринимал различные экспедиции с 1849 года. Как часто бывало тогда с путешественниками в диких местах в какой-то момент – он пропал. На поиски истока Нила он отправился в 1866 году, но где-то с 1869 информация о нем перестала приходить. Наверное, он бы так и растворился в дикой местности. Но в 1871 журналист Генри Мортон предложил разыскать доктора и осветить все это в газете. И он его даже находит…

Вот с чем это можно сравнить, чтобы было понятно сейчас? Честно говоря, на ум приходят только примеры с космосом. Мортон моментально стал известен всему миру, а фраза «Доктор Ливингстон, я полагаю?» - крылатой, книга о поисках – бестселлером. В книги Генри Мортон старательно рассказывает о своем мягком отношение с чернокожими жителями Африки, о своей либеральной позиции, исследовании континента ради чистой науки… Реальность оказывается не такой радужной.

Поиски Ливингстона

В истории «Как я отыскал Ливингстона» он действительно джентльмен, радеющий за вселенскую справедливость. По меркам девятнадцатого века, конечно. Но все же есть явные намеки: что-то здесь не так. Например, он явно прокалывается с носильщиками. Дело в том, что в Африке того времени дорог не было, лошадь или верблюда в джунгли не потащить. Нести все приходилось на себе. То есть нужны люди.

В Африке нужны носильщики... Источник: Яндекс. Картинки
В Африке нужны носильщики... Источник: Яндекс. Картинки

Мортон очень подробно расписывает как он нанимает носильщиков. Но сразу задумайтесь над экономикой и здравым смыслом такого «найма». Какой нормальный не сумасшедший дикарь согласиться отправиться неизвестно куда, в чужие джунгли и в общем-то с минимальными шансами вернуться обратно. Мортон-то даже не ставил задачу обязательно закончить там, где начинал, то есть, в Занзибар или в Багамойо (в Танзании). Что это за наем такой – в один конец? Кто на него согласится?

Объясняется это просто. Носильщики были рабами. В книге он рассказывает, что для их найма он обратился к некоему арабу: Сур-Гаджи-Паллу. Он дескать выступает в качестве посредника. Этакий африканский хедхантер. Европейцам, которые приезжали на континент, было хорошо известно, что это были работорговцы, помогающие набирать именно носильщиков. Об этом не писали в газетах, не рассказывали в мемуарах и не упоминали среди знакомых, это было немодно. Во всем мире как бы боролись с рабством. Но все в Африке прекрасно понимали как устроен этот бизнес. Хочешь отправиться на сафари или в экспедицию – ищи араба-работорговца.

Генри Мортон в своей книги старательно обходит эту тему. Но все же в одном месте проговаривается. В третей главе он рассказывает, как караван отправился в путь, и среди носильщиков вдруг появляются надсмотрщики. Это кроме солдат. Согласитесь, это же нормально, когда нанимаешь сотрудников не забыть набрать еще и надсмотрщиков. Кстати, в следующей экспедиции среди носильщиков еще оказались женщины и дети…

Дальнейшие экспедиции Мортона

Сейчас, если будете искать информацию о дальнейшей жизни Генри Стэнли Мортона в интернет, то фактов будет не очень много, скорее эпизодически. Без погружения в историю. Ну да. Продолжал исследовать, побывал там, обошел это озеро, дошел до этих гор, уехал в Англию, стал депутатом, умер… Сейчас разве что добавят об участие в колонизации Конго. На самом деле все последующие экспедиции Мортона превратились в какой-то нескончаемый боевик. Сам наш герой с каким-то непонятным тщеславием описывает кого он убил, кого из местных запугал…

"У нас есть пулемет, а них его нет..." Источник: Яндекс.Картинки
"У нас есть пулемет, а них его нет..." Источник: Яндекс.Картинки

Первая трансафриканская экспедиция Мортона больше напоминала долгую и тщательную разведку. А вот последующие стали самым настоящим завоеванием Конго, которые по сути превратили местных жителей в рабов. При этом белые колонизаторы вели себя не очень цивилизовано. Сам Генри Стэнли Мортон описывает некоторые «приключения» джентльменов достаточно откровенно. Например, один из его командиров, Эдмунд Бартелот, издевался над туземцами пока не получил ножом в живот. Другой, Джеймс Джеймсон, купил молодую рабыню и отдал пламени людоедов, при условии, что сам будет наблюдать над трапезой. Джеймсон на секундочку не какой-то маргинал, а наследник создателя виски «Джеймсон».

Сам сэр Мортон, впрочем, тоже не был образцом гуманизма. Участник экспедиции Джордж Вашингтон Уильямс даже написал открытое письмо королю Бельгии, который выступил инициатором экспедиции, о том, что знаменитый исследователь Африки открыто запугивает местных, жестоко нападает на деревни и обманывает туземцев с помощью всяких технических штучек. В результате порабощает местные племена. Никто на письмо внимания не обратил. Гуманиста и направили в Конго, чтобы заставить подписать вождей договора, которые за отрез ткани передавали всю власть над землей тому самому королю Леопольду Второму. Со своей задачей Мортон справился достаточно успешно, покорив 400 племен. После чего отправился на заслуженный отдых в Англию.

Можно, конечно, списать все на особенности общества девятнадцатого века. Общества весьма далекого от нынешнего понимания гуманизма. С другой стороны, западное общество и сейчас продолжает вести себя в странах третьего мира так, будто идеи о ценности человеческой жизни не являются фундаментом их идеологии. Да и самого Мортона никто не заставлял становиться монстром. Можно было обойтись без крови. История Миклухо-Маклая тому пример.