В истории Русского искусства есть такие имена, которые мы знаем если не с детства, то со школьной скамьи точно.
И конечно же к этим мастерам изобразительного искусства можно причислить Михаила Александровича Врубеля.
Врубель как любой художник конца XIX начала XX столетия является универсальным мастером.
Когда мы слышим фамилию Врубель, перед нашими глазами встают его великие полотна – «Демон», «Царевна Лебедь», «Пан» …
Они находятся как в коллекции Русского музея, Третьяковской галерее, российских музеях, так и частных коллекциях.
А вот в области прикладного искусства его поиски, его новаторские идеи к сожалению, менее известны.
На творчество Михаила Александровича очень сильное влияние оказал переезд из Киева в Москву.
В Москве в то время был особый художественный мир, мир творческого поиска, различные художественные кружки.
И самым ярким явлением того времени был художественный кружок Саввы Мамонтова или так называемый «Абрамцевский кружок».
Через посредничество Серова, Врубель попадает в этот кружок и остается ее членом на долгое время.
Мамонтов собрал в своем кружке цвет художественной жизни России.
В 1890 году в Абрамцево Мамонтовым была открыта и керамическая мастерская.
Там Врубель увлекается майоликой.
Майолика старое искусство, оно возникло на Руси как говорят документы еще в XI веке.
А расцвет майолики пришелся на XVII-XVIII века.
В 1896 году для Российской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, Врубелю было заказано два декоративных панно.
Заказчиком выступал С.Ю. Витте.
Врубель выбирает две темы;
- "Принцесса Грёза" и "Микула Селянинович".
«Принцесса Грёза" создана на сюжет драмы Эдмона Ростана «La princesse loitaine».
Второй создан на былинный сюжет.
Мамонтову эскизы понравились.
Панно получились просто фантастическими как по красоте, так и сказочными по сюжету.
А вот уполномоченному от Академии Художеств А.Н. Бенуа нет.
Увидев панно Врубеля, он писал в Петербург: «Панно Врубеля чудовищны».
Прибыла комиссия из Петербурга, которая сочла невозможным оставить панно в зале художественного отдела выставки.
За художника заступился Витте, была создана вторая комиссия, в которую вошли Васнецов, Поленов.
Но президент Академии Художеств великий князь Владимир Александрович был не приклонен и работу Врубеля забраковал.
Сестра жены художника Екатерина Ге вспоминала: «…отзывы были неутешительные: один говорил, что он ничего не понимает в этих картинах, другой — что неоконченность их такая, как у детей».
Вторил ей и художник Константин Коровин: «Что за озлобленная ругань и ненависть, и проклятия сыпались на бедную голову Михаила Александровича…»
Рецензенты действительно не стеснялись в выражениях.
Например, еще молодому в то время писателю Максиму Горькому общий фон картины напомнил о «цвете протертого картофеля и моркови»: «О, новое искусство! <…> Ведаешь ли ты то, что творишь? Едва ли. По крайней мере М. Врубель, один из твоих адептов, очевидно, не ведает», — заключил он.
На деньги Мамонтова для панно Врубеля был построен отдельный павильон.
Панно Врубеля на выставке вызвали необыкновенную сенсацию.
После закрытия выставки панно остались у Саввы Мамонтова.
В 1917 году панно «Принцесса Грёза» было передано в Большой театр, где его обнаружили при разборе старых помещений в 1956 году.
Сейчас его можно увидеть в ГТГ в Москве.
Так же панно можно увидеть на главном фасаде гостиницы «Метрополь».
А вот панно «Микула Селянинович» мы не можем увидеть в том масштабе, в котором он был создан.
Оно было утеряно.
Но известно, что для знаменитого камина, который существует в пяти экземплярах и которые находятся в экспозициях разных музеев, для него Врубель использовал свою первую Нижегородскую идею.
В Русском музее можно увидеть этот экземпляр камина работы Врубеля.
Он необыкновенен, когда смотришь на его сюжет , погружаешься в мир русской сказки, волшебный мираж русской былины.
Необыкновенны краски, цвета, полутона …
Центральное изображение – это фрагмент былины, с правой стороны расположен Вольга с левой Микула Селянинович.
В основу сюжета камина легла новгородская былина о варяге Вольге Святославовиче и русском богатыре Микуле Селяниновиче.
В керамическом панно Врубель изобразил момент встречи героев.
Композиция камина, колористическое решение и позы героев построены на противопоставлении образов Микулы и Вольги и подчеркивают различную природу их сверхъестественной силы: согласно былине Вольга обладает колдовскими способностями («Похотелося Вольге много мудрости: щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, птицей-соколом летать ему под оболока, серым волком рыскать да по чыстыим полям»), в то время как Микула держится светлой стороны и его силу питает земля, которую он возделывает.
Камин был представлен на Парижской выставке в 1900 году и получил золотую медаль.
Его можно увидеть в Русском музее, Третьяковской галерее, в Коломенском, музее декоративно прикладного искусства в Москве, в доме Баженова.
Но этот камин всё-таки уникален.