Найти тему

Не удержалась! Полностью размещаю рассуждения Елены Вайцеховской из ее Телеграмм-канала. По поводу девичьего фигурного катания... И видео...

Вы можете соглашаться с тем, что говорит именитый российский журналист, можете не соглашаться. Можно на основе рассуждений Елены Вайцеховской выстроить свою линию рассуждений. Но мне кажется, прочитать то, что она пишет в своем канале как минимум интересно. Поэтому полностью привожу текст без изменений. И даю ссылку на ее канал (чтобы не сомневались)))).

Итак, читайте. Автор - Елена Вайцеховская, фактически 2 дня размещала этот материал.

-2

"Посмотрела ролик, где Алёна Косторная делает тройной выброс с акробатического захода, и в очередной раз убедилась, что по масштабу первозданного, природного таланта не могу поставить рядом с Косторной никакую другую фигуристку. И это — несмотря на отсутствие у Алёны тех титулов, которые богато украшают топовую девичью компанию Хрустального.


Поскольку образовалось некоторое количество свободного времени, поясню, почему так считаю.

Лет так сто назад (ну, не сто, а в 1972-м, если быть пунктуальным) после того, как трое советских конников выиграли на Олимпиаде в Мюнхене турнир по выездке, их, как водится, начали приглашать на всевозможные, выражаясь нынешним языком, ток-шоу. На каком-то из таких мероприятий одного из спортсменов спросили: какие нужны качества, чтобы иметь возможность бороться в выездке за олимпийское золото.

Тот, как позже рассказывали очевидцы, долго и задумчиво подбирал слова, мол, коннику надо иметь, надо иметь… И тут из-за его плеча к микрофону наклонился второй спортсмен и негромко, но хорошо поставленным голосом произнёс: «Чугунную задницу надо иметь, ребята. Чугунную задницу»

Формулировка абсолютно гениальная, кстати. Если перевести сказанное на более благозвучный лад, способность спортсмена часами, изо дня в день пахать на тренировках так, как не умеют другие — это реально колоссальный талант, который нередко с лихвой компенсирует отсутствие тех или иных природных качеств. Просто талант этот иного порядка. Если рассматривать фигурное катание (и конкретно — девочек) — у каждой из фигуристок он свой.


Взять Женю Медведеву (до Косторной и прочих мы ещё доберёмся). У неё никогда не было прыжка и пластики Камилы Валиевой, гибкости Юлии Липницкой или восприятия музыки, каким отличалась Маша Сотскова или Ксения Синицына. Всё, чего Женя добилась в спорте (и после него, кстати, тоже) — это следствие, прежде всего, двух качеств: невероятного умения работать и терпеть, а кроме того — досконального понимания, что она делает и зачем.

В этом плане Женя — абсолютный уникум. Да, на неё так же, как на многих других детей, помимо тренеров давили мама и бабушка, иногда чрезмерно, но в какой-то момент Женя, полагаю, сама решила для себя, что хочет стать лучшей фигуристкой мира. Вопреки и назло (а иначе — зачем это всё?). А раз так, то готова ради этого вытерпеть всё, что угодно, и отказаться от всего, чего угодно.

Собственно, жизнь фигуристки вплоть до начала пандемии и фактически завершения карьеры целиком и полностью укладывалась в эту формулировку.

Все достижения Медведевой — выстраданные. При том, что судили её почти всегда достаточно лояльно, навскидку я не вспомню ни одной победы, о которой можно было бы сказать, что девочке банально подфартило. Само катание могло нравиться, или нет (мне, например, оно не слишком заходило, как и программы) , но совершенно феноменальная стабильность была следствием прежде всего нечеловеческого труда на тренировках. Думаю, что как раз поэтому в Пхенчхане многие очень хотели, чтобы Женя выиграла.

Так могла бы выглядеть высшая спортивная справедливость, которая, к слову, не так часто встречается в спорте. Хотя бывает. В качестве примера я привела бы золото Ани Щербаковой в Пекине…

Продолжу чуть позже...

***

Продолжаем тему.

Анна Щербакова — это «вопреки». Здесь впору вспомнить достаточно давнее интервью Ирины Родниной, где она говорила:

«На всех обследованиях, где нужно было велосипед крутить, в мешок дышать и в уме 18 на 13 умножать, у меня всегда были самые плохие показатели. И везде внизу приписывали: «Выигрывает только за счет силы воли и характера». Никому не приходило в голову, что у меня просто талант такой - соревноваться. Что в экстремальной ситуации я - как рыба в воде».

В этом же — главный талант Щербаковой. То, что в умении показать максимальный результат в единственно нужный и важный момент Ане нет равных, мы наблюдали не только на Олимпиаде.

Вся карьера этой спортсменки в фигурном катании — это вообще достаточно редкий для спорта вариант, когда ребёнок из неспортивной и очень благополучной во всех отношениях семьи, с полноценным школьным образованием, прекрасным знанием иностранного языка, множеством интересов и возможностью развивать себя в любом направлении, достигает абсолютных спортивных вершин.

Думаю, что из семьи же идёт неимоверно ценное качество, которое я называю «Эффект переноса». Суть термина в том, что человек, чем бы он ни занимался, не должен позволять себе работать небрежно. Потому что в ином случае он неизбежно перенесёт небрежность на любое дело, каким бы ни занимался.

В жизни, кстати, все происходит точно так же. Полагаю, что поэтому Аня очень успешна во всём, чем занимается вне спорта. Её слова времён работы на телевизионном проекте «Если взялась за эту работу, нужно делать её хорошо» — они, если вдуматься, всё о том же эффекте переноса.

Поэтому, как мне кажется, у Щербаковой, в отличие от огромного числа коллег по ремеслу, не просматривается ни малейшего надрыва в отношении собственного послеспортивного будущего. Она совершенно не цепляется за спорт, хотя вполне способна туда вернуться.

Вернётся ли? Думаю, только в том случае, если найдёт новую для себя и очень сильную мотивацию. Задача просто повторить уже пройденный путь и выиграть Олимпиаду во второй раз, катая однотипные по стилю программы, мне вообще не кажется достаточно сильной мотивацией для таких людей, как Аня. Для этого у них слишком много интересов.

И да, мы же забыли про Липницкую? Stay turned…

***

Часть третья. Юля. Девочка, которая стремительно влюбила в себя весь и далеко не только спортивный мир, и вот уже почти десять лет показывает, что ей на этот мир… в общем-то, наплевать.

Талант Липницкой в определённом смысле схож с талантом Косторной — это явление того порядка, когда говорят, что боженька в макушку поцеловал. Юля мгновенно, на грани инстинкта, улавливает и понимает любое движение, любой жест, и фантастически пластична, благодаря чему на своих достаточно невысоких и неидеальных по технике прыжках выдавала, а, порой, вытаскивала, такие приземления, что прыжок воспринимался, как верх совершенства. Дух захватывало!

Просто если у Алёны, что бы она ни делала, все выглядит исключительно позитивно и бросается в глаза, что от любого своего поступка фигуристка получает колоссальное удовольствие, то у Юли лейтмотивом через всю её карьеру идёт надрыв.

И вот он готовый сюжет для кино: девочка может в фигурном катании всё, но ненавидит это фигурное катание всеми фибрами души. В 15 лет является единственной кормилицей семьи, по-взрослому рассуждая, что «когда нет собственного жилья, это такая головная боль…» и испытывает колоссальный комплекс вины перед мамой, потому что «она пожертвовала ради меня всем».

С моей точки зрения, аргумент сильно сомнительный, но это вообще другая тема, не буду затрагивать.

Я до сих пор иногда пытаюсь размышлять: почему Девочка в красном пальто в исполнении Липницкой производила столь мощное впечатление? Никакую другую программу вообще не могу поставить рядом, да не обидится на меня Даниил Глейхенгауз с его «Девочкой на шаре».

Ответ у меня один. Возможно, ошибочный, возможно, для кого-то обидный и заденет — заранее прошу извинить.

Меня не покидает ощущение, что Юля в той программе катала не образ маленького ребёнка на войне. Она катала себя — в фигурном катании. Искренне, обнажённо и на разрыв души. Поэтому так сильно и прошибало. До слёз…

По ходу возникла мысль, кстати: так ли уж случайно по-настоящему великими становятся те киноленты, в которых нет никакого хэппи-энда? Но о которых думаешь, думаешь, думаешь, и никак не можешь выбросить сюжет из головы. Липницкая в фигурном катании — тот самый случай. И уже поэтому она всегда будет стоять особняком.

И, раз уж упомянула Косторную, следующая часть — о ней.

-3

Скрашиваю понедельник тем, кто ждёт продолжения сериала.

Алёна Косторная — мой любимый l’Enfant Terrible фигурного катания. Обожаю, когда люди живут с удовольствием. «Под большое декольте», как выразился бы любимый мной писатель-драматург Владимир Кунин.

Талант Косторной безусловен. Для неё не существует двигательных ограничений, она, как никто, чувствует жест, взгляд, паузу и степень хулиганства, её любит камера, а своими коньками на льду она способна передать любую эмоцию.

На Алёну всегда интересно смотреть, поскольку даже в самый неудачный для неё день и в самой технически навороченной программе вообще не заметно, что фигурное катание для Косторной — это работа. Видны кураж, кайф и свобода. В точности как я написала в предыдущем тексте: бросается в глаза, что от любого своего поступка, будь то на льду, или в жизни, Алёна получает колоссальное удовольствие. Даже когда разбежался, споткнулся и шмякнулся.

При всём сказанном, талант Косторной — классическая иллюстрация утверждения, что все, или почти все суперталантливые спортсмены ленивы. Это объяснимо, кстати. Когда человеку любой элемент даётся без особых усилий, нет никакой нужды пахать часами, отрабатывая то или иное движение.

Я бы даже сказала, что большой природный талант по умолчанию конфликтует с тренировочным процессом, а, значит, и с тренером. Потому что у человека в подсознании сидит уверенность: если у меня всё так легко получается, то наверняка получится и тогда, когда выйду на старт.

Неважно, кстати, каким именно видом спорта такой человек занимается.

Интересна ли мне Алёна Косторная в парном катании? В плане потенциального результата скорее нет, чем да. Этот вид, если ставить перед собой серьёзные цели, требует гораздо больше пахоты, чем одиночка. Причём, пахоты осознанной, не «дрессировки». И я, честно говоря, не верю, что Алёна способна в этом плане на забег на длинную дистанцию.

Интересно ли мне на неё смотреть? Безумно! Хочется увидеть программы, хочется увидеть идеи хореографа, которые должны быть крайне незаурядны, потому что реализовать на льду Алёна действительно способна всё, что угодно.

Я бы даже сказала (заранее простите, кто не разделяет), что в своём фигурнокатательном прошлом Алёна попала от прекрасного технаря Елены Жгун «не в те руки». Она ни разу не конвейерный товар, в групповом режиме её не подогнать даже под «золотой» стандарт. Что и подтвердила история Косторной-одиночницы.

Хотя в гораздо большей степени не конвейерный товар Саша Трусова.

Но о ней завтра.

***

Ну, что ж, завтра так завтра. Будем ждать продолжения...

***

#еленавайцеховская

#анназербакова

#евгениямедведева

#юлиялипницкая

#александратрусова