Найти тему
Азербайджан - страна огней

Зачем турецким султанам были нужны гаремы с мальчиками?

Насчет гарема с мальчиками ходит много слухов. А учитывая культурные особенности нашего времени, сейчас люди это явление склонны понимать превратно. Тем не менее, нужно сказать, что они все-таки существовали. Но роль у них была совсем не та, что сразу приходит в голову.

В данном случае нас немного обманывает само слово гарем. Для большинства европейцев оно означает законных жен и наложниц того или иного мусульманского аристократа – то есть, коллектив.

На самом деле этот термин происходит от арабского слова харам, который дословно переводится, как запрет. Таким образом, гарем мусульманина – это запретное для других мужчин место, где постоянно проживают принадлежащие ему женщины. То есть, это не коллектив, а помещение. Например, мечеть в Мекке, главная мечеть всего исламского мира, носит название Аль-Масджиду-ль-Харам, т.е. «запретная» или «заповедная». Это значит, что входить в нее разрешается только мусульманам.

Турки, хоть для них это арабское слово ничего не значит, гораздо лучше понимали его изначальный смысл. Просто потому, что по мере своей исламизации они восприняли давно существующий арабский обычай. И для них конструкция «гарем из мальчиков» совсем не звучит провокационно.

Просто у каждого мужчины есть сыновья, которые до наступления зрелого возраста живут в том же запретном крыле дома, где находятся их матери. Формально, это тоже гарем, ведь они находятся в том же месте. Но, ясное дело, что собственные дети совсем не используются для увеселений.

-2

В течение тех или иных этапов турецкой истории подход к воспитанию наследников сильно менялся. Сначала сыновья и потенциальные наследники султана просто жили в одном из концов его дворца. Как правило, жили отдельно, чтобы правителю было удобнее встречаться с наложницами. Их учили грамоте и основным наукам, наставляли в военном искусстве.

Когда дети достигали определенного возраста (как правило – 14-17 лет), их вместе с матерями отправляли в одну из османских провинций, чтобы они научились там искусству правления. Обычно вместе с ними жили мальчики-рабы или отпрыски знатных турок, которые становились для шехзаде партнерами по играм. В будущем у них был шанс сделать политическую карьеру или же просто остаться личными друзьями нового султана.

В дальнейшем османских принцев уже не отправляли в санджаки. Они проводили в гареме всю свою жизнь – фактически, это был аналог тюремного заключения. Если у султана не было собственных детей, чтобы передать им власть, к наследованию призывались их братья. Конечно, в этом случае у них не было никакого опыта, и за них правила придворная клика, которая в этот момент находилась у власти.

-3

Но были у турок и иные гаремы. В Османской империи существовала система девширме, с помощью которой формировались ее административные органы управления и янычарское войско. У христианских подданных забирали детей, которых использовали в этих целях. Те, дети, которые были храбры и сильны, попадали в деревню на воспитание к турку – а затем в военные школы и в армию. Те, кто показал не силу, а ум, попадали во дворец и учились править. В дальнейшем из них получались паши, адмиралы и визири.

Известно, что некоторые из султанов любили проводить свободное время в таких «гаремах» – точнее, в жилых помещениях дворцовой школы для будущей имперской элиты. Им нравилась детская непосредственность, наивность и смех – то есть, искренние эмоции, которые они не могли получить в другом месте.

При этом, мы не знаем, существовала ли практика, чтобы султаны проводили с ними не только день, но и ночь. Конечно, такие слухи всегда ходили. Но мусульманская вера и османские придворные правила почти исключали возможность близости между султанами и их воспитанниками.

-4

Известно, что наиболее частным посетителем таких детских «гаремов» был один из лучших правителей в истории Османской империи – султан Сулейман Великолепный. Возможно, он просто восстанавливал здесь свои нервные клетки, разрушенные стараниями Хюррем и Махидевран)) А этот человек на сто процентов был гетеро.