В рубрике #назадвпрошлое рассказываем историю веселящего газа, одного удаленного зуба и мимолетной славы.
В 1799-1800 годах британский естествоиспытатель Гемфри Дэви открыл анестезирующее действие закиси азота (N2O). Вещество вызывало пьянящее чувство, и Гемфри назвал его «веселящим газом». Он подчеркивал, что газ может вводить человека в состояние наркоза и использоваться в хирургии, но вместо этого N2O стал героем… балаганов.
Добровольцы вдыхали смесь и неадекватно себя вели. Такое шоу, конечно же, пользовалось успехом.
В 1844 году молодой дантист Гораций Уэллс обратил внимание на человека, который сильно ушиб ногу, но под действием газа этого не заметил. #Чтобылодальше? Гораций попросил коллегу удалить больной зуб с помощью наркоза, ощутил лишь легкое покалывание… и решил, что стоит на пороге эры безболезненных стоматологических операций.
На пути к славе он испытал газ на пятнадцати пациентах и переехал в Бостон – «медицинскую столицу» Америки.
Уэллса заметили и пригласили показать «эффект» закиси азота перед авторитетными врачами. И тут случился провал! При подготовке был допущен ряд ошибок, концентрации газа было недостаточно для полного наркоза – и пациент начал дергаться и стонать. Уэллс был осмеян, несмотря на заверения пациента в том, что боль была минимальной.
Дальше – хуже! Стремясь достичь полного наркоза, врач применил на пациентке чистую закись азота, что привело к ее трагической смерти от асфиксии. Карьера Горация была разрушена, и в 1848 он расстался с жизнью.
И только в 1877 году французский физиолог Пауль Бер реабилитировал «веселящий газ», доказав, что свойство закиси азота кроется в его воздействии на центральную нервную систему. В итоге вещество заняло почетное место наряду с серным эфиром – и до сих пор применяется в комплексе с другими анестетиками, позволяя снизить их дозу и уменьшить токсический эффект.
Читайте также: