Программа по «разгосударствлению» российской экономики переносится из года в год и уже сейчас есть основания полагать, что она не будет выполнена ни в текущем году, ни в следующем – на это указывают «сухие» факты и юридическая практика. Однако чиновники по-прежнему высказываются в пользу улучшения качества управления государственными активами в случае их передачи в частные руки и не теряют надежды на будущий успех приватизации…
Читайте в нашем телеграм-канале - https://t.me/goszakaz_tv
Позиция Минфина
Директор Департамента регулирования имущественных отношений Министерства финансов Российской Федерации Андрей Воронцов на полях XVIII Всероссийского форума-сессии «ГОСЗАКАЗ», проходившего 19-21 апреля 2023 года в Москве, высказал позицию Министерства о том, что необходимо сделать для эффективного управления убыточными госкомпаниями, а также отчитался текущих результатах торгов:
«За I квартал 2023 года было передано в частное пользования порядка 300 объектов государственного имущества на общую сумму около 1 млрд рублей. Да, это относительно небольшие объекты и все же мы наблюдаем интерес предпринимателей к госсобственности, и поэтому процесс приватизации идет своим чередом. В будущем Министерство планирует нарастить объем переданных объектов государственного имущества, тем самым способствуя улучшению их управления».
ГОСЗАКАЗ 2023: Продажа государственного и муниципального имущества. Воронцов Андрей, Минфин
При всей «складности» данных, озвученных Андреем Воронцовым, история отечественной приватизации, берущая свое начало с 1991 года, «помнит» много сюжетов, когда переданная в частные руки государственная собственность (по иронии судьбы) использовалась куда менее эффективно, чем до передачи в частные руки.
Этому свидетельствуют факты
По данным специального расследования «Аргументов и Фактов» по состоянию на 2020 год в России насчитывалось порядка 5000 государственных и полугосударственных компаний, на базе которых появилось около 12000 новых хозяйствующих субъектов. Формально это могло бы свидетельствовать об успехе, однако нередко крупные предприятия, «помнящие» успехи советского периода, в лучшем случае, утрачивали свое изначальное предназначения, но что значительно чаще – испытывали на себе последствия некомпетентного управления новых собственников.
К примеру, Завод имени Лихачева, (он же знаменитый ЗИЛ) в свое время продавался за 130 млн долл., однако казна получила с продажи 13 млн. Мало? Да, действительно. Аналогичный бразильский автогигант был продан частному предпринимателю правительством Бразилии за 13 млрд долларов – разница в величине сделки превышает 1000 раз. Но вопрос в другом: что осталось от былого величия завода, помнящего период правления Николая II? Вопрос риторический.
С разной степенью «неэффективности» распродается и другое госимущество. Так, существенный убыток государству принесла компания «Сибнефть», которую приватизировали за 100 млн долл. (теперь стоит 26 млрд). Формально, польза от компании есть – она не развалилась, а лишь приумножила свое влияние. И все же такая существенная разница в цифрах не может не указывать на то, что государство «продешевило».
Любопытно, что подобная практика встречается повсеместно. К слову, доход казны от ваучерной приватизации составил 2 трлн руб., или 60 млрд долл., что вдвое меньше, чем было получено госбюджетом от приватизации в маленькой Венгрии, где живет 10 млн человек. По оценке, стоимость приватизированного имущества была занижена в 10 раз и составляла 20 трлн руб., или 600 млрд долл.
ГОСЗАКАЗ 2023: Продажа государственного и муниципального имущества. Катамадзе Анна, Казначейство
Что ждать дальше?
Некоторое время назад ожидалось сокращение доли участия государства в следующих компаниях:
- «Современный коммерческий флот» (до 75% плюс одна акция);
- «Росспиртпром» (до 75% плюс одна акция);
- «Банк ВТБ» (до 50% плюс одна обыкновенная именная акция), о продаже привилегированных акций речь не идет;
- «Кизлярский коньячный завод» (до 50% плюс одна акция).
Дополнительно государство было готово полностью отказаться от своей доли в:
· Махачкалинском морском торговом порту,
· Племенном форелеводческом заводе «Адлер»,
· Новороссийском морском торговом порту.
Как сложится судьба этих компаний в будущем – покажет время. А пока вспоминается достаточно трагичная судьба таких предприятий как:
· Завод Красный пролетарий (1857-2010)
· Ижевский мотоциклетный завод (1929-2009)
· МТЗ «Рубин» (1932-2003)
· Судостроительный завод «Авангард» (1939-2010)
· Саратовский авиационный завод (1931-2010)
· ФГУП «Омский завод тракторного машиностроения» (1896–2009)
Этот список можно перечислять еще долго, однако важно другое – за то время, сколько действует в России программа приватизации государственного имущества частично или полностью прекратили свое существование сотни предприятий, формировавших имидж страны в предыдущую эпоху.
Мнение экспертов
XI Международный юридический форум, проходивший в Санкт-Петербурге 11-13 мая 2023 года, отметился яркими высказываниями спикеров. Особый интерес присутствовавших вызвали дискуссии об инициативах в области приватизации государственного имущества.
На тему эффективности управления бывшей госсобственностью и реалиями «обратной» приватизации поделился управляющий партнер, адвокат, руководитель антимонопольной практики адвокатского бюро CTL Дмитрий Кудрявцев:
«Сегодня мы имеем случаи, когда государственные органы требуют «вернуть» ранее приватизированные объекты. К примеру, не так давно в Санкт-Петербурге был случай, когда прокуратура потребовала от владельца ресторана фактически отдать помещение в пользу государства, ссылаясь на то, что по состоянию на начало 00-х годов оно числилось в КУГИ в качестве бомбоубежища. Что интересно: текущий собственник покупал это помещение у физического лица. Насколько правомерна это ситуация – сказать трудно, если не вдаваться в детали. Однако возникает вопрос: способно ли государство выступить в качестве эффективного собственника? Если сейчас ресторан платит налоги, формирует какое-то количество рабочих мест, то в случае с бомбоубежищем вопрос рентабельности остается открытым. Можно только предположить, что позже это помещение будет также продано».
ПМЮФ 2023: Инвестия или История покупки помещения у КУГИ 20 лет спустя, Дмитрий Кудрявцев, CTL
Куда движемся?
Очевидно, что приватизация государственной собственности так или иначе необходима. Все-таки есть достаточно много успешных примеров передачи имущества в частные руки, после чего качество управления им только возрастало. При этом в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с разорением предприятий, перешедших к частникам и здесь (с высокой долей вероятности) необходимо дополнительное регулирование: определить, кому передавать и что. В противном случае, новые владельцы могут оказаться не лучше предыдущих.
Пишите Ваши комментарии и что Вы думаете, нужна ли дальнейшая приватизация в России.
Друзья! Подпишитесь и поставьте палец вверх – поддержите развитие канала! Спасибо!