Найти в Дзене
media.az

Нет понятия «армяне Нагорного Карабаха» - интервью с Гасаном Гасановым и Дмитрием Солонниковым

После переговоров глав МИД Азербайджана и Армении Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна в США, американский госсекретарь Энтони Блинкен заявил о том, что в ходе трехдневного переговорного марафона был достигнут прогресс. Затем внешнеполитическое ведомство Армении сообщило о том, что остались три пункта проекта мирного договора, по которым не удалось договориться с Азербайджаном на встрече в Вашингтоне.

Если верить армянской интерпретации, то речь идет о демаркации границ между Арменией и Азербайджаном на основе советских карт 1975 года, отводе войск с линии соприкосновения и запуске международных механизмов для защиты прав армян «Нагорного Карабаха».

Опытнейший азербайджанский дипломат, бывший министр иностранных дел Азербайджана Гасан Гасанов прокомментировал для Oxu.Az одно из утверждений армянской стороны.

- По сообщению армянских СМИ, ссылающихся на МИД Армении, одним из трех пунктов, по которым не удалось договориться на переговорах в США, стал запуск неких «международных механизмов для защиты прав армян Нагорного Карабаха». Как вы можете это прокомментировать?

- Во-первых, нет необходимости в создании какого-либо нового «международного механизма». Самым признанным международным политико-правовым механизмом является Совет Безопасности ООН, который утвердил статус территории как «нагорно-карабахский регион Азербайджанской Республики». Решения СБ носят императивный характер, так что они и во время принятия, и сейчас, и в будущем имеют одинаковую политико-правовую силу. Существовал и другой известный международный механизм, называемый Минской группой ОБСЕ, который, правда, был скомпрометирован своей безрезультативностью и отправлен в прошлое.

Во-вторых, в известных резолюциях Совета Безопасности ООН нет понятия «армяне Нагорного Карабаха». Там четко и ясно записано – «армяне нагорно-карабахского региона Азербайджанской Республики». При этом понятие "Нагорный Карабах" было введено в связи с образованием в 1921 году территориальной автономии, которая была законодательно распущена в 1991 году решением азербайджанского парламента, еще до распада СССР. А сейчас нет ни этого статуса, ни даже такого топонима, которого никогда и не было.

В заключение хочу подчеркнуть, что все международные организации признают полное соответствие Конституции Азербайджана всем международным нормам, и, в частности, по вопросам всех национальностей, проживающих в АР, которые имеют равные права. Следует подчеркнуть, что Азербайджан гарантирует соблюдение прав представителей всех национальностей, проживающих в нашей многонациональной стране.

Прокомментировал для Oxu.Az ситуацию и российский политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

- МИД Армении назвал три пункта, по которым не удалось договориться в США. Первый - проведение демаркации границ между Арменией и Азербайджаном на основе советских карт 1975 года...

- На мой взгляд, важно договориться вообще о демаркации на основании каких-то карт. Но зачем выставлять вопрос года издания карт заранее, как предварительное условие? Карты должны удовлетворять как Азербайджан, так и Армению.

- Второй пункт - это отвод войск с линии соприкосновения. И здесь очень много нюансов. Например, где эта линия?

- Наверное, для того, чтобы начать говорить об отводе войск с линии соприкосновения, нужно для начала выполнить предыдущие договоренности от 10 ноября 2020 года. Армянская сторона должна вывести все свои незаконные военные формирования с территории Карабаха. И я подчеркиваю, об этом уже договорились более двух лет назад, Армения на это согласилась, но не выполнила.

А отвод войск может обсуждаться после подписания мирного договора и демаркации границы, на которой останутся пограничники с обеих сторон. Но это вопрос будущего, этот пункт никак не может быть включен в первый этап, он сейчас просто не просматривается. Еще раз повторю, для начала необходимо вывести незаконные армянские формирования с территории Карабаха.

- И третий пункт: Запустить международные механизмы для защиты прав армян «Нагорного Карабаха». О желании Еревана организовать французское присутствие в Карабахе давно известно, но это вмешательство во внутренние дела Азербайджана, которого Баку не допустит...

- Это те требования, которые Никол Пашинян выполняет в рамках своих обязательств перед НАТО, Евросоюзом. Основная задача сейчас ввести в эту зону войска НАТО, Францию. Армянский премьер эту повестку дня отрабатывает. Но ничего подобного в ранее достигнутых предварительных соглашениях прописано не было.

- Тот же госсекретарь США Энтони Блинкен и другие американские деятели назвали прошедший этап переговоров успешным, мол, достигнуто взаимопонимание и т.д. Но армянский МИД, обнародовав три принципиальных для Еревана пункта, фактически показал, что до мирного договора еще очень далеко.

- Это стандартные дипломатические фразы. Не бывает такого, чтобы переговоры прошли, и организовавшая их сторона призналась в провале переговоров, мол «да, мы собирались, но ничего не получилось».

- Но выпячивая эти три пункта, Армения фактически затягивает мирное урегулирование. Ее цель именно в этом?

- Цель (Армении - ред.) - продавить те решения, которые Никол Пашинян пытается реализовать в интересах США, НАТО, Франции, Евросоюза. Он не решает проблемы армянского народа, а защищает интересы Запада. Ему важно выполнить тот контракт, который он заключил со структурами, приведшими его к власти.

Нет понятия «армяне Нагорного Карабаха» - интервью с Гасаном Гасановым и Дмитрием Солонниковым

#мид #переговоры #дипломатия #интервью #mediaaz