Найти тему

Надо ли бороться с иллюзиями?

Какие у нас бывают иллюзии?

Общественные, идеологические, психологические, оптические, иллюзии восприятия, бредовые. В общем, воз и маленькая тележка.

К какому типу мы отнесём иллюзию, в которой пребывает, например, дурнушка, возомнившая себя сексбомбой, или стареющая дама, которая в упор не замечает морщин и дряблых подмышек?

Да всё равно, как она называется. Главное, что меня интересует - нужно ли, как говориться, открывать человеку глаза. В зеркало, мол, смотрела? В паспорт заглядывала?

Чего греха таить, любят у нас правду - матку врезать тому, кто совсем зарвался. Ишь ты! Мы, значит, старые, в зеркале морду шарпея лицезрим и ничего. Только настроение хреновое, а так ничего. А эта бочка, щепка, старуха Шапокляк… (нужное вставить) рваные джинсы напялила, голову - в песок и радуется. Непорядок, знаете ли. Пусть зарубит себе на носу, что она толстуха, крокодила, ненормальная в общем…

Как думаете, на что это похоже?

Правильно! На банальную зависть и злорадство. Мне плохо. Пусть и всем будет плохо.

Я раньше никак не могла понять. А теперь с такой ясностью вижу, что у такого человека внутри. Он же прежде всего себя ненавидит, болезный, а бодипозитивных кусает, чтобы они тоже себя возненавидели.

А ещё другой тип иллюзий есть.

О них, наверное, долго можно говорить, особенно врачам.

Встречаю я недавно своего преподавателя по фортепиано. Роскошная женщина была когда-то. Помню её красные лакированные шпильки и духи Magie Noire. Я от них в транс впадала (и от духов, и от шпилек) вместо того, чтобы в ноты попадать.

Сейчас ей 88, она вдова и живёт одна, но всё такая же модница и такая же болтушка – если встретишь на улице, уходить придётся долго, упорно и чаще всего огородами, потому что, пока не расскажет взахлёб, торопясь, будто в последний раз, как провела неделю, не успокоится.

Я, когда время есть, слушаю её с удовольствием. Хороший русский язык, хорошее образование, экскурсы в литературу и музыку. Ну разве не здорово?

Но в тот раз разговор получился необычным. То, что она рассказала… Я даже не знаю, как это назвать по-научному. В общем, судите сами.

Тоненьким, всё ещё мелодичным голоском Людмила Эдуардовна (имя и отчество изменены) сообщила, что вчера её посетил дорогой гость – не кто иной, как сам настоятель мужского монастыря, который рядом с нашим домом.

Дальше последовал долгое повествование о том, как они познакомились после службы, и он сам напросился в гости. Нет, нет, эротического подтекста в рассказе Людмилы Эдуардовны, слава Богу, не было, никакого даже намёка на пикантность ситуации. Но зато она обстоятельно описала, как выглядела его вполне светская шёлковая рубашка, какое вино он принёс, что они откушали за ужином и о каких высоких, благочестивых материях говорили за чашкой чая. Было понятно, что этот человек для неё на недосягаемой высоте, на такой, куда простых смертных не пущают. Можно представить, что творилось в её истосковавшейся душе, и как ей страстно хотелось поделиться этим со всеми.

Я слушала и не понимала, как реагировать, что спрашивать и надо ли спрашивать. У меня хватило ума не высказать сомнения, потому что...

Потому что лицо моей старой учительницы светилось таким счастьем… Она не могла сдерживать эмоции и говорила, говорила, говорила…

Через какое-то время я увиделась с её дочерью и узнала, что она решила принудительно лечить свою мать.

Почему?

— Это ненормально, - прошептала она испуганно, – бредить об уважаемом человеке, который о ней знать не знает и ведать не ведает.

Я только спросила эту взрослую, наверняка, любящую свою мать, женщину:

- А она кому-то мешает своими рассказами?

Дочь удивилась:

- Нет, не мешает. Но как вы не понимаете? Это же ненормально. Пользуется тем, что я занята. Часто приходить не могу. Вот и сидит, сочиняет.

Мы простились. Но я до сих пор думаю – кому она помешала, бедная Людмила Эдуардовна? Ну пусть бы пожила отпущенное время в иллюзиях.

Что в этом плохого?

Как всегда, всё упирается в меру, когда лекарство превращается в яд.

Недавно один известный человек публично признался: - Если бы не иллюзии, которыми полна моя жизнь, я давно бы сошёл с ума.

Думаю вот. О своих.