Во второй части продолжим идти по дискографии группы "King Crimson" и сегодня разберём альбомы последовавшие за лучшим периодом коллектива. Если не ознакомились с первой частью, переходите сюда: Динозавровый рок King Crimson, часть 1
Спустя 7 лет затишья и сомнений Роберта Фриппа воскрешать ли группу под старым именем, происходит пересобрание уже в совершенно новом звучании, соответствующему наступившей эпохе 80-х годов - новой волны, которая мне нравится в этой дискографии менее остальных. Музыка почти полностью теряет свою психоделическую сторону 70-х, хотя изредка она ещё будет проскакивать. И, как я заметил, теряет и ещё одну важную деталь - духовые, которые очень здорово украшали и выделяли их музыку ранее. В общем, после всего, что было до этого, переход кажется чрезвычайно резким и к новому звуку приходится привыкать.
Альбом "Discipline" 1981 года в новом "электрическом", футуристичном и даже танцевальном звуке показался мне интересным 50/50. Но если отбросить все ожидания и предрассудки, то музыка осталась по своему творчески индивидуально-выстроенной, просто с применением "инструментов" своего времени, под которыми я понимаю не обязательно именно музыкальные инструменты, а характерные эффекты (например, хорус на гитаре, синтетические ударные, узнаваемая реверберация), приёмы, запись.
После двух более энергичных песен следует спокойная, с проникновенной темой слайд-гитары песня "Matte Kudasai", которая особенно выделяется с этого альбома.
Далее можно отметить грув и стремительный темп в песне "Thela Hun Ginjeet".
Как уже говорилось, на этот альбом включительно, повлияло появившееся тогда направление "новой волны", которому свойственен минимализм, в свою очередь, нехарактерный для King Crimson. Получилось что-то среднее. Хотя, опять-таки, если рассматривать это как свежий эксперимент группы - почему бы нет?
Но если с альбомом "Discipline" всё не так уж однозначно, то со следующего "Beat" мне умудрилось полностью понравится аж НИЧЕГО. В этот раз кажется, что музыка упростилась ещё сильнее и звучит абсолютно не так индивидуально как прежде. Хотя это лишь общее впечатление от звучания и если копнуть глубже в аранжировки - вскрываются непростые, переплетаемые между собой партии гитар. Конечно, возможно дело в контексте: то, что я хотел бы слышать от "Лилового короля" совершенно не совпадает с этим материалом и если бы этот альбом выпустила какая-нибудь молодая ньювейв-группа я бы отнёсся весьма положительно. В общем, я так и не определился до конца в своих чувствах к этому альбому. Приложу для примера из него три композиции: первые две и последнюю (по расположению в альбоме). При этом первые явно отражают характер звучания альбома, а последняя - "Реквием", напротив, срывается в старый добрый кримзоновский авангард.
Отбрасывая в сторону мои придирки, мотив этой песни очень хорош. (Может мне стоит ещё как следует переслушать этот альбом и хоть как-то разрешить противоречия. Если вдруг найдутся читатели знакомые с дискографией King Crimson, интересно было бы узнать о вашем мнении касательно альбома "Beat").
На следующем альбоме "Three of a Perfect Pair" интересно то, что он поделён на условные две части (в оригинале на виниле это стороны А и В) : первая содержит более менее понятные массовому слушателю песни в духе предыдущих двух альбомов, а на второй оставлены индастриал-эксперименты, которые очень порадовали. Но обо всём по порядку.
Из первой части выделяется первая одноимённая песня с цепляющим мотивом.
Последующие же песни стороны А - плюс-минус обычная музыка времени. И для среднего слушателя альбом после этого заканчивается - предоставляется удобная возможность не слушать вторую странноватую часть.
На стороне В разворачивается поле увлекательных экспериментов со звуком, электроникой и игрой на инструментах. Учитывая стремительное развитие в то время индустриального направления музыки на одной волне с ньювейвом возникает мысль, что King Crimson могли бы больше раскрыться в этом стиле в 80-х, расширив рамки и без того экспериментального жанра, отпочковавшегося от того же авангардного искусства.
Примечательно внезапное нахождение в конце альбома "Larks' Tongues in Aspic (Part III)" - третьей части пьесы, первая и вторая части которой, в свою очередь, находятся на одноимённом альбоме 1973 года. Вот такое неожиданное продолжение, которое по звучанию действительно будто продолжает предыдущую часть.
Также стоит принять во внимание записи добавленные на ремастированную версию альбома 2001 года, которые, в основном, продолжают индустриальную тему. И то, что творится в последних трёх бонусных треках - совершенно уникально и необычно даже для дискографии этой группы.
Потом опять большой перерыв, прервавшийся в 1995-ом релизом "Thrak" - очень хорошим, как мне кажется, альбомом, показавшим, что King Crimson в 80-х переболел ньювейвом и вернулся с обновлённым лицом, чуть больше напоминающим старые альбомы 70-х, но более утяжелённые и "гитарные".
Thrak'у предшествовал мини-альбом "VROOOM", материал с которого был несколько изменён и дополнен. Запись примечательна своей концепцией "удвоенного трио" - два ударника, два басиста, два гитариста, что даёт ещё большей мощи.
Главная тема композиции "Vroom" ещё повторится в конце и в других композициях и создаст этим ощущение концептуальности. Хорошо открывает альбом, показывая, что он будет в довольно тяжёлом гитарном звучании. Очень хорошо придают развития динамические спады на спокойные части с арпеджио и безладовым басом, ведущим мелодическую линию.
За ней сразу же, буквально продолжая мощной вариацией, следует "Coda: Marine 475".
После идёт "Dinosaur" с запоминающимся припевом. "Я - динозавр. Некто раскапывает мои кости" - здесь сразу вспоминается слова Фриппа про "динозавровый орден рока", но уж не знаю имеет ли эта песня ироничное отношение к этому или нет.
Затем меланхоличная, чем-то напоминающая позднее творчество Beatles "Walking On Air". Даже манера вокала здесь немного напоминает Леннона.
"B'Boom" - отдельный трек с барабанным соло на 4 минуты. Могут себе позволить. К тому же в этом альбоме, где все композиции переходят одна в другую, создавая одно целое, это воспринимается абсолютно нормально.
Про песню "Thrak" говорится, что "это звук 117 гитар, одновременно берущих один и тот же аккорд". Грозно.
По оставшимся трекам буду обобщённее: обе части "Inner garden" выделяются гитарным тембром и тревожными обыгрываемыми перебором аккордами. Эту же тему, как мне показалось, развивает "People". Выделяется здесь и по музыке, и по своему настроению "One Time". «Sex Sleep Eat Drink Dream» - великолепная основа этой песни - ритм в связке с мотивом припева делают её запоминающейся в этом альбоме.
Альбом завершают репризы первых двух композиций - логичная концовка. В целом приятно удивляет то, сколько внимания уделено мелочам в каждой композиции и то как это всё скомпановано в альбоме. Однако, вопреки некоторым мнениям, я не считаю этот альбом вершиной творчества группы. Да, он отличный (особенно среди поздних альбомов), но ставить его выше классических альбомов King Crimson не считаю справедливым.
Следующий, предпоследний альбом "The ConstruKction of Light" 2000 года.
Выделю следующие композиции отсюда:
"ProzaKc Blues" - одним словом - смачно.
"FraKctured" -соло-гитара разогналась до страшной скорости и останавливаться не намерена. Удивительная ритмика.
"Larks' Tongues In Aspic - Part IV" - очередное возвращение и переработка темы "Заливного из язычков жаворонков"
И, наконец, последний - "The Power to Believe" 2003 года. В целом, несильное отличие от предыдущего альбома, звук по-прежнему тяжёлый, метальный. А старой гипнотизирующей мелодичности нет. Есть электронные индастриальные навороты, которые заметно отличают эту работу. Но если уж в дело пошла электроника - очень не хватило здесь экспериментального баловства с ней в духе, например, второй части "Three of a Perfect Pair". Всё довольно выверено как саундтрек.
"Eyes Wide Open" - хороший припев.
Вот это очень примечательная композиция с альбома: удачно выстроенное звуковое полотно и перкуссионная часть в середине, прям-таки отсылающая в начало альбома "Larks' Tongues In Aspic"
Можно сказать, что последние два альбома вполне хороши, но до классического периода не дотягивают ни в коем разе, во время прослушивания не покидало ощущение, что мне не хватает хоть в парочке композиций услышать мощную оркестровку как это было в старых альбомах, чего-то живого или особенного развития. Крылья подрезаны, не хватает полёта.
По итогу - прекрасная, очень понравившаяся группа-открытие для меня, вдохновляющая на создание чего-то большого, мощного, необычного и торжественного. И хочу сказать, что у King Crimson нет плохих альбомов, на самом деле они все отличные, содержащие музыку вне привычных категорий и стандартов, но а ранние альбомы 1969-1975 годов - совершенно особенные (подробнее, опять же, в первой части статьи).
Традиционно, альбомы, которые я хочу выделить:
"In the Court of the Crimson King"
"In the Wake of Poseidon"
"Lizard"
"Islands"
"Larks’ Tongues in Aspic"
"Red"
"THRAK"