Найти тему
Известия Мордовии

В жизни Людмилы Трушкиной из Мордовии были война, встречи и разлуки с родными, печали и радости

Людмила Петровна Трушкина по месту рождения – мурманчанка, по национальности – украинка, а судьба ее напоминает один из популярных кинофильмов.

После бомбежки

— Мне было лишь три годика, когда началась война. Отца, служащего на корабле, сразу же забрали на фронт, и он до порта нес меня на руках, наказывал маме: «Береги Людмилку, она еще крошка!» — рассказывает Людмила Петровна. – Мурманск бомбили, и мы эвакуировались. Поезд нас вез в глубь страны, но тут снова бомбежка… Состав встал, крик, шум, паника… Все куда-то бегут, и мы с братом Толей потерялись. Кричали: «Мама! Мама!», но так и не нашли её.

В конце концов погодки брат с сестрой Полищуки попали в Мордовию, под Рыбкино, там был детский дом. Детей, время от времени, забирали в семьи. Вот и большеглазая Людмила попала в поле зрения бездетной пары. Детей посадили на стульчики полукругом, а женщина, приехавшая из Зареки, спросила, обратившись к девочке: «Поедешь ко мне жить?» – Так, в четыре годика я попала в приемную семью. Да так привыкла к новым родителям, что и про Мурманск забыла, и про то, что идет война. Будто жила с ними с рождения. А тут как-то мама, придя с работы, говорит: «Нашлась твоя мама. Она скоро приедет и заберет тебя от нас».

«Вот моя мама!»

Вскоре в Зареку приехала родная мать Людмилы с сыном, которого она забрала из детдома. Да только дочь не была рада родной матери, она никак не могла взять в толк, зачем появилась эта женщина, которая называет ее почему-то дочкой.

Мать решила месяц пожить в доме приемных родителей дочери с надеждой, что она вспомнит о родном доме и назовет ее мамой. Действительно, прошел месяц, и дочь кинулась к ней на шею: «Мама!» Они были на речке, а Толик, играя и резвясь, запустил в сестренку лягушку, та и бросилась к матери в испуге. Но и после этого случая Люда не захотела ехать с родной матерью на Север.

Тогда женщина обратилась за помощью в суд, думая, что приемные родители насильно удерживают дочь от поездки. Судья вызвал обе стороны в суд и спросил девочку, кто из этих двух женщин ее мама. Люда с радостью указала на приемную «Вот моя мама! Я с ней хочу жить!»

Людмила жила с новыми родителями, окруженная их любовью и заботой. Однако связь с Полищуками не была порвана совсем, время от времени почтальон приносил Людмиле письмо из Плесецка Архангельской области, где жили ее родная мать с братом и новым мужем.

Через 10 лет семья Людмилы переехала в Краснослободск, построив себе небольшой домик на улице Степана Разина. Людмила заканчивала 9-й класс, сообщили, что нашлись родные отца, погибшего в Заполярье, – его мать и сестра, которые живут недалеко от Мордовии в Горьком. А вскоре те приехали и забрали ее погостить к себе на лето, а потом повезли на Север, к матери.

— Там я очень сильно заскучала по дому, захотелось в Краснослободск, к маме и папе. А меня не пускают. Я – к соседке, стала у нее деньги просить, чтоб уехать по тихому. Та, скорее всего, поделилась с Полищуками, и меняв конце концов отпустили с Богом. Захожу домой, а мама сидит за столом и плачет. Думала, что я не вернусь назад, — Людмила Петровна ведет свой рассказ, и глаза ее тоже наполняются слезами. Нелегко даются ей вспоминания о ее двух мамах.

Выбор профессии

Настало время, когда пришлось делать еще один серьезный выбор: кем быть? Окончив десятилетку, Людмила решила связать свою жизнь со здравоохранением и поступила в медицинское училище. Людмиле учеба пришлась по нраву, особенно практические занятия в больнице. Да и парня стоящего встретила, который учился на ветврача. И этот выбор родителями был одобрен. Свадьбу сыграли. А вот с работой в Краснослободске было туго, и молодым Трушкиным в поисках её пришлось уехать в Плесецк.

Тут им повезло, как только в кино бывает. Начальник райздрава оказался не только из Мордовии, а аж из самого Краснослободска. Земляки! Он помог устроиться начинающей медичке в ясли, пообещав через год место фельдшера в больнице. Помог и с комнатой для жилья. Мужа Людмилы устроил ветврачом. И все шло хорошо да гладко, вскоре у них родилась дочь Ольга, Людмила фельдшером работала, да только загрустила она по Мордовии, по родителям, и спустя три с половиной года Трушкины вернулись в Краснослободск. А в больнице будто ее и ждали: срочно требовалась медсестра в хирургию. Ей довелось работать с такими врачами-хирургами, которые стали легендой краснослободского здравоохранения, это В.Я. Смольянова, Д.М. Тагер, В.М. Кочережкин, главврач И.Б. Сернова тоже немало оперировала, добрую память о себе оставил и А.А. Тарасов.

Дети

Л.П. Трушкина проработала в больнице до самого ухода на пенсию – с 1962 по 1994 год. Получилось так, что муж умер в 50 лет, и ей, конечно, одной с двумя детьми пришлось не сладко. Но она обоим могла дать высшее образование: дочь Ольга, окончив школу с золотой медалью, выучилась на экономиста, а сын Юрий пошел по стопам мамы. Его жена Людмила, как и муж, тоже стоматолог, они живут в Ельниках и работают в больнице. Их дочь – офтальмолог, а ее муж – сосудистый хирург. Они живут в Саранске, и как и родители, очень любят приезжать в Краснослободск с правнуками, с маленькой правнучкой Сашенькой.

Однако у 85-летней женщины есть печаль на сердце, которую ничем не унять. Четыре года назад не стало ее дочери: онкология. А жила она в Одессе, куда уехала с мужем-украинцем, с которым познакомилась, кстати, тут, в Краснослободске. Конечно, было время, когда Людмила Петровна ездила к ним в гости, была и на свадьбе внучки, которая сейчас живет с семьей в Германии, и правнуков-одесситов ей довелось увидеть. Однако после известных событий 2014 года она живет в большом беспокойстве за своих близких. Ну а уж когда началась СВО, связь с семьей зятя, можно сказать, прекратилась. К счастью, внучка из Германии не так давно прислала весточку, что с одесситами все в порядке, все живы и здоровы. Это было как раз перед 9 Мая. И Людмила Петровна поделилась своей радостью с коллегами по хору «Ветеран», в котором она поет с самого начала его образования.

Экскурсия по саду

— Хор для меня много значит, это самый лучший способ для отдыха, — говорит женщина и, кивая на окна, которые глядят в сад с огородом и палисадник с цветами, добавляет: — Да еще вот растения, которые заботы и внимания требуют. Я с детства привыкла с грядками возиться. Сейчас, конечно, в разы всего меньше, однако целый день на ногах: то прополоть, то жуков с картошки обобрать, то подкормить. А иначе зачахла бы от скуки.

Людмила Петровна приглашает меня на экскурсию в сад. Чистота, порядок, ухоженность повсюду. А уж цветов-то, цветов повсюду! Со стороны улицы, перед фасадом дома – самый главный цветник, отведенный заботливой хозяйкой для ирисов. По всему, это самые любимые ее цветы.

— Ирисы – моя гордость. Так интересно наблюдать, как они всходят после снега, пускают первые бутоны и – о чудо! – раскрываются. Каждое утро я просыпаюсь с мыслью: как они там, милые мои? И спешу на клумбу. С ними не чувствуешь одиночества, они будто понимают, что им рассказываешь. Рядом с такой красотой разве заболеешь? Только жизнерадостнее ощущать себя будешь.

Людмила Петровна улыбается, трогает цветы руками, гладит их. Чувствуется, что живет ими, как эликсир глотает. Давайте оставим ее такой радостной и позитивной. Раз цветы дают такой заряд бодрости и оптимизма, может, стоит другим последовать ее примеру? Тогда и город красивее будет.

Нина МАВРИНА