Найти тему

Можно ли учить будущих медиков на тренажере?

Сегодня тренажеры используются для обучения студентов различных профессий. Не является исключением и медицинское образование. Сегодня речь пойдет о тренажере, который полностью имитирует строение органа слуха человека. О целесообразности и эффективности применения тренажера для обучения студентов-медиков говорим с завкафедрой оториноларингологии им. академика РАН И.Б. Солдатова СамГМУ, доктором медицинских наук, главным внештатным оториноларингологом Минздрава Самарской области Татьяной ВЛАДИМИРОВОЙ.

Татьяна Юльевна, неужели на тренажере действительно можно полноценно обучить будущего лор-врача?

Качественный тренажер - это огромное подспорье в медицинском образовании. Он дает возможность получить базовые знания, изучить нормы и патологии, провести обучение и отрабатывать профессиональные навыки в любой момент, когда это необходимо. От качества применяемых образовательных изделий зависит качество знаний студентов. В СамГМУ для обучения будущих лор-врачей используется наша собственная разработка “Тренажер для отработки комплекса практических навыков экстренной и неотложной помощи в отиатрии” (патент на полезную модель RU202766 U1 от 05.03.2021). Это реалистичное изделие, полностью имитирующее строение органа слуха в масштабе 1:1, позволяет формировать и поддерживать навыки исследования уха, диагностики заболеваний, манипуляций как у студентов, так и у специалистов.

То есть можно говорить о том, что практикующие врачи поддерживают применение тренажера для обучения студентов-медиков?

Результаты проведенного среди врачей оториноларингологов опроса по поводу “Тренажера для отработки комплекса практических навыков экстренной и неотложной помощи в отиатрии” - следующие. 100% опрошенных нами врачей подтвердили, что тренажер полностью реалистичен, 95% врачей отметили, что в тренажере должным образом воссозданы диагностические ситуации при отоскопии. Особенно доктора отметили имитацию выполнения парацентеза и шунтирования: эти умения очень важны в клинической практике, и до нас никто не разрабатывал тренажеров для формирования и отработки этих навыков.

Какие практические навыки, кроме данной манипуляции, можно отрабатывать на тренажере?

Можно сказать, что все виды диагностических исследований. Это отоскопия, видеоотоскопия, снятие слепка наружного слухового прохода для дальнейшего слухопротезирования, взятие соскоба и мазка из уха. Также можно тренировать хирургические навыки: удаление атеромы уха, удаление инородного тела наружного слухового прохода, шунтирование барабанной полости, первичная хирургическая обработка уха и другие.

В чем отличие тренажера производства СамГМУ от аналогичных изделий?

Изделие “Тренажер для отработки комплекса практических навыков экстренной и неотложной помощи в отиатрии” - это оригинальный отечественный продукт, разработанный врачами для врачей. В создании тренажера приняли участие профильные производственные и научные подразделения СамГМУ: разработка, дизайн, литьё в силиконовые формы, 3D-моделирование, 3D-печать проводятся в Инжиниринговом центре при полном содействии кафедры оториноларингологии СамГМУ. В тренажере предусмотрено множество ситуаций: возрастные изменения, различные анатомические особенности. Кроме того, тренажер гипоаллергенен.

Тренажер полезен не только для студентов?

С помощью тренажера можно как обучать студентов, так и повышать квалификацию практикующих врачей. Тренажер, разработанный и произведенный в СамГМУ - это практикоориентированное медицинское пособие, в котором реализован весь необходимый в соответствии со стандартом подготовки врача-оториноларинголога функционал по оказанию экстренной и неотложной помощи. Есть поговорка: “Повторенье - мать ученья”. На этом тренажере даже опытному лор-врачу будет интересно и полезно проверить свои знания.

-2