Когда я впервые увидел его в работе, пусть и в миниатюре, сразу сказал себе: вот, это именно то, что мне надо! Потому что я давно мечтал о чём-то подобном, постоянно имея дело с источниками огня, будь то деревенская печка или костёр. Мне всегда казалось, что их КПД неоправданно низок, и вполне можно было бы утилизировать улетающее в атмосферу тепло для получения, например, электричества, выполнения какой-нибудь механической работы (воду качать или вентилятор крутить).
И - вот оно!!!
Тут нагревается - там крутится. Гениально!
ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА относится к классу двигателей внешнего сгорания, тут нет никакого жидкого, твёрдого или газообразного горючего, которое надо было бы направлять в цилиндр, камеру сгорания, топку и пр. Нужен именно внешний источник жара.
И, главное, принцип работы, если вникнуть, на удивление прост: рабочее тело (в данном случае - воздух) внутри замкнутого цилиндра нагревается на одном его конце; нагреваясь, расширяется, толкая поршень; расширяясь, переходит в другой конец, где охлаждается; охлаждаясь, сжимается, ещё раз толкая поршень в другую сторону... И всё повторяется. Чем больше разница температур между полюсами, тем интенсивнее циклы.
Самое интересное, что в данном случае можно вообще предположить самый очевидный вариант, который прям-таки напрашивается "в студию": если двигатель встроить непосредственно в стену или потолок дома, чтобы "тёплый" полюс был внутри помещения, а "холодный" - снаружи, получится едва ли не вечный двигатель, особенно в суровых условиях российского Севера.
Но... Гладко было на бумаге. Потому что если бы реальность соответствовала теории, ДВИГАТЕЛИ СТИРЛИНГА уже давно поработили бы человечество. А этого нет. Значит, не работает эта хреновина, дядя Вова. Точнее, работает, но вовсе не так эффективно, как хотелось бы.
Собственно, поэтому подавляющее большинство предложений в Интернете по запросу на эпоним связано исключительно с игрушками. Которые, действительно, можно поставить на стол, зажечь под ними спиртовку или свечку и... любоваться простыми и незамысловатыми движениями.
Но такие устройства способны, разве что, приводить в движение легчайшие лопасти вентилятора, не более того. Хотя стоят несколько тысяч рублей. А если вам нужен по-настоящему функциональный агрегат, в Сети есть и такие предложения. Но... куда дороже.
Например, один китайский сайт предлагает генератор на базе ДВИГАТЕЛЯ СТИРЛИНГА, который обеспечивает до 5 кВт постоянной электроэнергии и до 10 кВт при пиковых нагрузках. Как и было сказано выше, работает он на всём, что горит - газ (пропан-бутан, метан, биогаз), дрова, уголь, хворост, пеллеты, сено, еретики и пр. Причём работать может, как сказано в сопроводиловке, 100000 часов без перерыва.
Единственный минус - стоит он 520 000 рублей. И окупит ли он себя при такой слабой мощности - не факт.
И вот тут на помощь приходят знающие люди, которые категорически возражают: "Да что вы чепуху несёте, ещё в 30-е годы компания "Филипс" создала такой двигатель мощностью аж в 200 лошадиных сил!!! Это по-вашему низкие показатели???"
Высокие, да. Но тут что-то не срастается. Потому что, согласен, вполне можно допустить существование ДВИГАТЕЛЯ СТИРЛИНГА подобной мощности, и даже больше, ибо прогресс не стоит на месте, и за минувшие 90 лет наверняка можно было бы сделать нечто ещё более крутое.
Вопрос - где всё это? Ответ, мол, это же двигатель внешнего сгорания, а техническая эволюция пошла совсем по другому пути, не принимаются, ибо в мире до сих пор, несмотря на XXI век и полёты автомобилей в космос, миллиарды людей отапливают свои дома источниками открытого пламени. И их можно было бы совместить с ДВИГАТЕЛЯМИ СТИРЛИНГА... если бы, полагая, что-то им не мешало.
Вопрос - что?
Оказывается, тут куча минусов:
- громоздкость и материалоёмкость (особенно за счёт радиаторов и охладителей)
- использование высоких давлений (иногда свыше 100 атмосфер) и особых рабочих тел (водород, гелий и пр.)
- необходимость нагревания рабочего тела через нагревание тела цилиндра, что приводит к его износу и снижает КПД
- и т.д.
Поэтому, несмотря на кучу плюсов, подобные двигатели если и привлекают к себе восторженных поклонников, почему-то, даже спустя более двух веков (!!!) с момента их открытия, люди выражают свой оптимизм, преимущественно, в форме будущего времени - мол, "ДВИГАТЕЛИ СТИРЛИНГА можно будет использовать на Крайнем Севере, на других планетах, под землёй, под водой, в экстремальных условиях и пр." То есть постоянно "будет, будет, будет"... А где всё это сейчас - тут информация куда более скромная.
Роберт Стирлинг (25 октября 1790 - 6 июня 1878) - шотландский священник, изобретатель.
Родился в Клог Фарме, Шотландия. Из него мог бы получиться первоклассный инженер, ибо с детства он вместе с отцом очень любил что-то мастерить, конструировать, ремонтировать. Но он выбрал иной путь, начал изучать богословие и священником Шотландской Церкви в местечке Лайф Кирк.
Впрочем, стоит отметить, что двое из его семерых детей всё-таки стали инженерами-паровозостроителями. Да и сам он, как мы видим, умудрился остаться в памяти народной не столько как поп, сколько как изобретатель двигателя, названного его именем.
Пишут, что Стирлинг был весьма обеспокоен травматизмом рабочих, работающих в его приходе с паровыми двигателями. Поскольку эти устройства нередко делали из некачественного металла, они взрывались, со всеми вытекающими. Поэтому батюшка решил помочь прихожанам и сделал такой двигатель, который работал при низком давлении, а потом не мог взорваться.
Патент на свой двигатель он получил в 1816 году. В 1818 он построил первый практичный вариант своего двигателя и использовал его в насосе для откачки воды из карьера.
Позже появились и другие патенты, которые он зарегистрировал вместе со своим братом Джеймсом. Кстати, брат в 1840 году построил большой воздушный двигатель для привода всех механизмов в своей литейной компании.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!