Найти тему

Мозаики кинотеатра «Первомайский»

В оформлении интерьера кинотеатра «Первомайский» были использованы мозаики художника-монументалиста Бориса Петровича Чернышева (1906-1969). Это одна из лучших работ художника.

Кинотеатр «Первомайский». Кафе. Фотография 1970 г.
Кинотеатр «Первомайский». Кафе. Фотография 1970 г.
Мозаичная стена в кафе кинотеатра «Первомайский». Фотография 2010-х гг.
Мозаичная стена в кафе кинотеатра «Первомайский». Фотография 2010-х гг.

У Б.П. Чернышева своя особая техника кладки, отличающаяся от классических римской и флорентийской мозаик. Художник раскладывал камень по цветовым сочетаниям, а дальше, исходя из замысла, создавал уникальный образ. Он почти не обрабатывал природный камень, часто используя его естественную живописную фактуру с выветренностями, патиной, минерализацией. Его камни лежат с большими интервалами, каждый из них на своем месте.

Фрагмент мозаичной стены в кафе. «Двое», 1960-1968. Рельеф, фреска, шамот. Размер 1000х800 мм.
Фрагмент мозаичной стены в кафе. «Двое», 1960-1968. Рельеф, фреска, шамот. Размер 1000х800 мм.

Природный камень комбинировался с цветной смальтой, стеклом, полированными кусками мрамора. Они вдавливалась, вжимались в серо-бурую основу – цемент. Этот видимый грунт между камнями в произведениях Чернышева имеет такую же эстетическую значимость, как и основной материал. Именно Чернышев впервые в советском монументальном искусстве придал ему такое значение. Поверхность стены имела грубую, брутальную, но живую и трепетную фактуру с живописным светорельефным характером. Все вместе заставляло звучать оттенки цвета, вызывая эмоциональную непосредственность и создавая целостное восприятие произведения.

Мозаичная стена летнего кафе в световом дворике кинотеатра «Первомайский».
Мозаичная стена летнего кафе в световом дворике кинотеатра «Первомайский».

Подробнее о мозаиках кинотеатра «Первомайский» читайте в статье Анастасии Соловьевой в электронной библиотеке нашего музея.