Найти тему

ИМИ гордится ИжГТУ: колокольных дел мастер

Знакомьтесь: Николай Александрович Шувалов - выпускник инженерно-строительного факультета Ижевского механического института (сегодня - ИжГТУ имени М. Т. Калашникова). А еще - потомственный литейщик: его прадед варил сталь на знаменитом заводе Демидова, а дед - оружейную сталь на Ижевском заводе. Николай закончил вуз, много лет строил дома….

А в конце 1980-х гг. большая семья Шуваловых переехала из Ижевска в старинный Романов-Борисоглебск (сейчас — город Тутаев Ярославской области), где Николай Александрович начал заниматься литьем колоколов.

Науку литья ему пришлось перенимать по архивам, сохранившимся в Воскресенском соборе и Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, книгам старинных мастеров-колокольщиков Оловянишниковых, которые нашел в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры, да по старинным колоколам, которые уцелели на некоторых ярославских храмах - с прекрасным поющим звуком, стройными пропорциями формы, строгим церковным декором. «Поначалу мы пытались лить колокола по современным технологиям», — смеется Шувалов над скептическим отношением к древним технологам, - но после нескольких первых плавок отливка издавала звук такой, словно бьют по цинковому ведру».

-2

Проблем, конечно, с древними технологиями хватало. Для формовки, например, нужна правильная глина. Испробовали разную, откуда только ни привозили — даже из Армении и Болгарии. Все не то! Наконец, нашли старинный карьер под Ярославлем. Однако одной глины недостаточно. Она - лишь часть смеси, состав которой в дореволюционное время был «коммерческой тайной» каждого литейщика. Известно, что туда добавляли квасное сусло, коровью шерсть, сено и конский навоз. С навозом пришлось особенно помучиться. Пробовали коровий — не подошел. Отправились на ярославский ипподром, а затем экспериментальным путем выяснили, что конский навоз надо особенным образом выпаривать, потом высушивать и так далее. Отлили колокол — и действительно: все дело в нем. Звон - хороший! На воссоздание старинной технологии, по словам мастера, ушло 6 лет.

-3

С 1997 года колокололитейное производство Шувалова с родным названием «Италмас» работает на профессиональном уровне. Начинали в мастерской с малых колоколов, весом до двух пудов. С тех предприятие расширилось, отлили уже более 700 колоколов, самый большой по весу- 10 тонн.

Вообще, традициям изготовления колоколов в России больше четырех веков. Но в прошлом веке колокольное дело, кажется, было позабыто навсегда. После революции 1917 года русские храмы, даже чудом уцелевшие, лишились своих колоколов: стране нужен был металл. А в 1929 году была объявлена первая «безбожная пятилетка», в 30-е годы был закрыт последний колокольный завод. Мастера-литейщики попали под раздачу репрессий, сказались и голод, и разруха, и, впоследствии – война. А поскольку прежде колокольные заводы были частными, каждый мастер хранил свои секреты, с уходом мастеров традиция литья прервалась, в отличие от того же звонарского искусства. И, если до революции на русских колокольнях находилось до 240 тысяч тонн колоколов, то до наших дней сохранилось не более одного процента.

В 1988-м году на государственном уровне в России отпраздновали 1000-летие Крещения Руси, стали открываться церкви, появвились и колокололитейные предприятия. Самые известные— Балтийский завод в Петербурге, воронежская «Вера», Каменск-уральский «Пятков и Ко» и «ЗИЛ-Техоснастка»).

Ежегодно все российские колокололитейщики отливают более 500 тонн колоколов, примерно десятую часть – льет завод Шувалова. Но колокола, которые льют в Тутаеве, уникальны по звуку - больше ни на одном из российских колокольных заводов не смогли добиться такого звучания.

-4

«Мое производство единственное, где все этапы создания колокола стоят на ручном труде, на тех же природных материалах, что и 200-300 лет назад; а также на долгом рождении каждого колокола в течение трех месяцев непрерывной работы над его будущей формой и голосом», - рассказывает Николай Шувалов.

Процесс изготовления одного колокола - дело долгосрочное и зависит от размера. Он может занимать от одного до четырех месяцев. А потому сразу много заказов мастера не берут. Хотя желающих получить колокол от Шувалова немало.

Формовка колокола — самый длительный и сложный процесс производства, и большинство из 25 работников завода Шувалова заняты на ней. Если колокол весит одну тонну, формовка занимает пару месяцев. Все элементы декора колокола сперва изготавливаются художником из пластилина, затем с них получают негативные отпечатки, потом изготавливаются восковые формы.

А вот на заливку бронзой требуется всего 10 минут. Технология литья такова: в подовой печи разводят огонь и закладывают медь, плавят пять-шесть часов, постепенно температура плавления должна приближаться к 1083°С. Затем температуру быстро поднимают до 1200-1300°С, вбрасывая необходимое количество олова. Полученный сплав (80% меди и 20% олова, - специальная колокольная бронза) перемешивают длинными деревянными шестами, раскисляя металл, охлаждают до 1080°С, а затем вышибают снаружи печи пробку. Вытекая по желобу через полученное отверстие, жидкий металл заполняет форму.

Готовность сплава определяют старинным способом: опуская в него деревянную палочку — если бронза готова, застывает в виде стеклообразной корки. При правильном заполнении формы металл глухо журчит, более резкие звуки говорят о пузырях в сплаве, что ведет к образованию раковин в колоколе. И- нарушению звона...: если от момента загрузки олова в печь до заливки пройдет более 10 минут, олово выгорит; если температура будет ниже 1080°С, тело колокола выйдет пористым; если выше — большой процент угара, и сплав выйдет неоднородным, что также плохо. Медный лом или старые битые колокола не годятся – «грязный» металл имеет примеси, придающие колоколу не только резкий звук, но и делающие его хрупким.

После отливки колокол несколько дней остывает, затем его вынимают из ямы, очищают от пригоревшей глины, пробуют звук. Если звук «не вышел», - колокол разбивают. Ни один колокол по звучанию не бывает похож на другой, он так же неповторим, как голос человека. При ударе в колокол слышен не один тон, а несколько, как будто поет небольшой хор. Среди них есть главный, основной (генерируется в звуковом кольце внизу колокола) и дополнительные тона (вызываются более высокими объемами тела колокола) — они называются обертонами, их можно различить на слух от трех до десятка.

-5

Сегодня у «Италмаса» есть даже свой собственный музей- с мая по октябрь здесь организуются экскурсии для небольших групп – до пятнадцати человек. Гости посещают цех с формами колоколов, где узнают всю технологию их производства, амбар с готовыми колоколами разных размеров, слушают как они звучат- от церковного до перезвона ямщицких дужных колокольчиков и бубенцов, наконец, покупают на память колокольчики. А после экскурсии - можно попробовать себя в качестве звонаря на концертной звоннице. Именно на ней выступают лучшие звонари со всей России, собирающиеся ежегодно на фестиваль колокольной музыки «Перед Спасом» на Романовском берегу Волги в Тутаеве.

Сегодня Н. А. Шувалов - всемирно известный мастер, его колокола созывают на службы прихожан православных храмов не только России, но и Германии, Японии, Сербии, Черногории, Болгарии, Словакии, Грузии, Греции, Казахстана…

-6

За большую работу в области народных промыслов, сохранение историко-культурного наследия Николай Александрович награжден орденом имени Андрея Рублева III степени, медалью Святого апостола Петра, наградой Президента Российской Федерации, всероссийской премией «Хранители наследия», в 2008 году Николаю Александровичу было присвоено звание «Народный мастер», колокольное производство – ООО «Италмас», возглавляемое Н.А. Шуваловым, получило общественное признание и награждено многими дипломами и грамотами.

* Использованы материалы открытых источников, архива ИжГТУ имени М.Т. Калашникова и архива пресс-службы вуза.

Завод Шувалова: https://www.italmas.com/about.php/