Найти в Дзене

«Последний цеппелин». Книга третья. «Сила на силу».

Ну вот и стартует продолжение цикла "Последний цеппелин". Вторая книга вышла в начале прошлого года - и только теперь созрело продолжение...

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПРОЛОГ

«Дэйли Мэйл», …янв. 1918 г.

Германские цеппелины снова над Лондоном?

А нас-то уверяли, что Королевский Воздушный Корпус навсегда отвел от нашего любимого острова угрозу варварских ночных налётов цеппелинов! Говорили, что Империя располагает самой многочисленной и наилучшим образом управляемой военной авиацией в мире, клялись, что попытка рейда эскадры из шести цеппелинов, предпринятого в декабре прошлого, 1917-го года, в будто бы был сбит воздушный корабль, на борту которого находился главный воздухоплаватель кайзеррайха капитан Петерь Штрассер) есть последняя авантюра тевтонцев, близкая к отчаянию, и ни на что подобное они более не решатся?

-2

Что ж, вчера мы, вместе со всеми лондонцами имели удовольствие наблюдать, чего стоят заверения наших военных, даже если они даются в стенах Вестминстерского дворца! Германский – а чей же, позвольте спросить, ещё? – цеппелин появился над столицей посреди бела дня, на огромной высоте.

По внезапно появившемуся ниоткуда воздушному судну было произведено до полусотни выстрелов из зенитных орудий – к сожалению, не причинившие тому никаких видимых повреждений. Поднятые на перехват четыре «Сопвича» назад не вернулись (в буквальном смысле – нашим репортёрам удалось выяснить, что аэропланы не сели на своём (или каком-то ещё) аэродроме, никто не видел их падения, а обломки до сих пор ищут); по непонятным причинам тевтонцы не стали бомбить Лондон, а удалились в сторону Дувра, где и были замечены спустя некоторое время.

Особенно наблюдатели отмечают необычайно высокую скорость, с которой перемещалось германское воздушное судно, лёгкость, с которой оно набирало высоту, а так же вызывающую, нетипичную для этого класса военных летательных аппаратов окраску – ярко-алую, благодаря чему он и был замечен всеми, наверное, без исключения, жителями Лондона.

Мы обратились за разъяснениями к нескольким отставным военным, признанным знатокам войны в воздухе; они, хоть и пожелали остаться неназванными, тем не менее, выразили все уверенность, что мы стали свидетелями разведывательного полёта, совершённого цеппелином принципиально новой конструкции, появление которых у тевтонов увы, проспала наша славная разведка. И теперь мы вместе с остальными верноподданными короны вправе задать вопрос: ждать ли нам в ближайшем будущем возобновления кошмара ночных налётов, от которых, судя по увиденному нами вчера, уже не будет никакой защиты?»

«Жиль, дружище! С тяжким сердцем сообщаю тебе, что наш друг и боевой товарищ, командир Четвёртой майор Бомбардировочной авиагруппы майор Пьер Роккар погиб сегодня в налёте на германскую тяжёлую батарею близ городка Сен-Дье-де Вож, что в Вогезах. Городок сам по себе ничтожный, к тому же за три года войны от него мало что осталось; однако начальству, как всегда, виднее, и зимним утром бедняга Пьер поднял в воздух наши «Сопвичи». Ты, вероятно, в курсе, что мы получили эти двухместные птички недавно, и уж точно куда позже, чем хотелось бы. Начальство тянуло с ними почти полгода, а когда всё-таки расщедрилась, то выяснилось, что эти машины, хоть и изготовлены в la Belle France по британским образцам, а всё же изрядно не дотягивают до своих прототипов. Но нам выбирать не приходится – и не такому обрадуешься, пролетам три года на таком хламе, как «Вуазен»…

-3

Надо отметить, что парни шестьдесят пятой истребительной эскадрильи на своих «Кодронах» хорошенько расчистили нам путь (и сами потеряли при этом двух отличных пилотов), а потому особого противодействия истребителей мы не ожидали – разве что, нарвёмся на огонь противоаэропланных пушек, прикрывающих батарею, но это уж неизбежное зло.

Спросишь, почему нас послали на задание днём, а не ночью? Ночью мы уже летали, и даже не один раз – но чёртовы боши так замаскировали свои десятисантиметровые мортиры, что их и днём-то не очень отыщешь – что уж говорить о зимней ночи, когда на горные перевалы (за таким батарея как раз и пряталась) опускается туман? Только газолин зря пожжёшь, да бомбы раскидаешь, хотя с тех пор, как в войну вступили, наконец, американцы, и того и другого у нас хватает.

Но я отвлёкся – нам, старым ворчунам, только дай побрюзжать, и недаром на борту моего «Сопвича» нарисована медвежья шапка наполеоновского гренадера. В-общем, взлетели мы, имея под крыльями по сто пятьдесят килограммов бомб. А что? Расстояние небольшое, воздушного боя не ожидается, эскапад со штурмовками на бреющем тоже – отчего бы не взять лишние полсотни кэгэ подарочков для бошей? И как ведь хорошо всё шло - Сен-Дье-де Вож прошли на высоте полторы тысячи метров, воздух чист, спасибо сорвиголовам из шестьдесят пятой, видимость - насколько глаз хватает, что зимой случается прямо скажем, не каждый день.

Я увидел его издали – крошечное красное пятнышко, идущее пересекающимся курсом метров на тысячу выше. Ты, полагаю, можешь догадаться, о чём я подумал: кто-то из «воздушного цирка» барона Рихтгофена, невесть откуда взявшегося на нашем участке фронта (ещё вчера о чём-то подобном ни слуху, ни духу, а ты знаешь, как быстро разносятся подобные сведения!). В общем, я стал махать шлемом, пытаясь обратить внимание наших на неожиданную угрозу – и махал, пока не сообразил, что что-то тут не так.

Во-первых, пятнышко было одно, а эти, из Jagdgeschwader-I, как известно, меньше, чем эскадрильей летают редко. Во-вторых, оно быстро росло, приближалось – и уже очень скоро стало ясно, что никакой это не истребитель, а дирижабль очень необычной, можно сказать, невиданной конструкции. Честное слово, лучше бы оказался истребитель – хотя бы и самого Рихтгофена…

Прежде всего, эта штука, оказалась здоровенной – может, и поменьше германских цеппелинов, но уж точно не уступающая размерами самому крупному из наблюдательных аэростатов или, скажем, британских «блимпов» - ну, знаешь, тех, двухместных, у которых вместо гондолы висит фюзеляж от самолёта с мотором? Только этот не был похож ни на блимп, ни на баллон – скорее на несуразно огромного жука-плывунца, только ярко-алого цвета. Когда он какое-то время шёл прямо на меня, я обратил внимание что «анфас» эта штука в точности, как плывунец – формой похож на двояковыпуклую линзу, и даже, вроде, лапки-вёсла имеются, с чем-то похожим на полупрозрачные красные перепонки. Не подумай, Жиль, я вовсе не был пьян, в полёт – ни-ни (вот потом, дело другое, а как же!), и если эта штука мне померещилась – то вместе с десятком других парней из нашей эскадрильи, которые вместе со мной рассматривали приближающуюся каракатицу, не очень-то веря своим глазам.

-4

Потому, наверное, мы не сразу начали стрелять – а когда начали, было уже поздно. То «плывунца» оставалось метров сто, и майор Роккар, очнувшийся, как и полагается, командиру, первым, развернул свой «Сопвич» в его сторону, намереваясь открыть огонь из синхронных пулемётов. Его манёвр повторил д Санлис – помнишь, улыбчивый такой, родом из Орлеана? Остальные продолжали лететь по прямой, как и было договорено в случае появления неприятельских истребителей: Роккар со своим ведомым поворачивает навстречу неприятелю, чтобы помешать их атаке, остальные же смыкают строй и все вместе отбиваются из шкворневых пулемётов. Помню, меня поразило, с какой скоростью летит эта алая штука – ненамного медленнее нас, а ведь это, по всем признакам, дирижабль, а не самолёт…

Роккар открыл огонь метров со ста, и «»плывунец», получив несколько очередей прямо в морду, отвернул - слишком шустро для аэростата, а напоследок выпустил навстречу Роккару и Санлису струи какой-то не то пыли, не то газа. Я был боковым зрением заметил, как оба «Сопвича», пытаясь увернуться от этого «выстрела» кинулись в разные стороны, но не успели, зацепили кровавое облачко – Санлис плоскостью, а майор влетел в него целиком.

Честно говоря, я не очень-то за него испугался – решил, что это какой-то ядовитый газ, ну а в воздухе, на большой скорости это не слишком-то опасно, особенно когда сидишь позади перемалывающего воздух пропеллера. И не поверил своим глазам, когда увидел, что «Сопвич» Роккара, устремился к земле – и не просто так устремился, он словно истаивал в падении этим самым кроваво-красным то ли газом, то ли пылью. Высота, как я уже писал, у нас была приличная, около двух километров – и, честное слово, не вру, Жиль, он так и не долетел до земли, растаял в воздухе подобно комете, которые, как уверяют астрономы, истаивают, оказавшись поблизости от солнца, превращаясь в собственные газовые хвосты…

Я забыл и о пулемёте, и о «плывунце», а когда оторвал, наконец взгляд от алого пятна над самой землёй, что осталось от самолёта и двух живых людей – он был уже далеко. «Сопвич» Санлиса к моему удивлению летел, и довольно ровно – но за правой плоскостью его тянулся всё тот же кровавый шлейф, разве что пожиже, да и сами крылья истаивали на глазах. Помню, я подумал, что будет, когда страшное «нечто», пожирающее аппарат на лету, доберётся до фюзеляжа и пилотов – но нет, машина раньше потеряла управление, опрокинулась и закувыркалась вниз, разбившись несколькими секундами позже посреди какого-то выгона.

Батарею мы разбомбили, Жиль – и можешь себе представить, какими глазами глядели на нас те, кому мы пересказывали эту жуткую историю. Я лично проделал это всего один раз, а потом зарёкся – так ведь и в дом скорби недолго угодить, а меня туда совсем не тянет…

А кроваво-красный плывунец снится мне с тех пор каждую ночь. Он – и алый шлейф, тянущийся за самолётом нашего с тобой друга и командира майора Роккара. Хвала Святой Деве, что у него не было ни жены, ни детей, ни родителей – и мне на правах его преемника не придётся описывать его жуткую гибель. Ты ведь знаешь меня, жиль, солгать в таком письме я не смогу – лучше уж, и правда, в бедлам…»

… января 1918, Эльзас, Бувельёр.

Приписка:

Мой капитан! С тяжёлым сердцем

Ставлю вас в известность, что ваш друг и сослуживец капитан Анри де Россиньяк вчера, … января 1918 покончил с собой, выстрелив себе в висок. Согласно заключению старшего медика при штабе 4-й Бомбардировочной авиагруппы, капитан де Россиньяк уже несколько дней находился в состоянии умоисступления. С уважением, су-лейтенант Поль Макрон, адъютант 4-й Бомбардировочной авиагруппы.»