«Ну а раз уж я решил рассказать сказку, то и вы, конечно же, послушайте. Вот только если вдруг кто-то из вас сидит сейчас с грязными руками или немытым лицом, бегите быстрее умываться — эту сказку надо обязательно слушать с чистыми ручками, с чистыми щёчками и обязательно с чистыми зубками! А я вас пока подожду».
Читаем «Сказки волшебного леса»! Автор — геолог, по совместительству детский писатель и сказочник Алексей Викулин.
Поначалу интонация текста ощущается несовременной. Ярко выраженная дидактика сейчас не в тренде. Авторы предпочитают обходиться без нравоучений. Вместо этого, они «просто рассказывают» историю: читателю предлагается самостоятельно решать, что хорошо, а что плохо.
Тренд имеет место быть. Но знает ли ребёнок, он же юный читатель о тенденциях литературного рынка? Вряд ли. Также сомневаюсь, что большая часть семей взаимодействуют с детьми, руководствуясь «модными» педагогическими рекомендациями. Думаю, традиционная модель воспитания по-прежнему самая популярная.
Так что дидактическая интонация уместна и по-своему актуальна. Читая подобные книги, маленький человек сверяет часы, подтверждает слова родителей, а родители, в свою очередь, получают классный инструмент для манипуляции: «смотри-ка, не только я говорю, что нужно есть кашу»!
В своей книге Алексей Викулин разбирает и простые (но важные) темы, вроде необходимости мыть глазки и чистить зубки. Но также и сложные, многосоставные вопросы… жадность, ум, призвание, поиск своего места в мире. Так, последние темы встречаются минимум дважды - в истории про Лисёнка и про неизвестного зверя, который пытается сопоставить себя с лесными жителями и неожиданно оказывается… щенком!
Автор предлагает темы «на подумать», например: если мама с папой умные, значит ли это, что ты, их малыш, тоже умный? (Спойлер - нет, вовсе не значит).
Текст интересно стилизован под устную речь. Как будто истории рассказчика записаны на диктофон и расшифрованы. Получается искренний и достоверный интерактив с ребёнком.
Понравилось, как в главе про чудеса текст неожиданно меняет ритм и настроение - уже не поучает, но призывает к наблюдению, предлагает осмотреться и заприметить хорошее.
Понравился «взрослый» слой, который делает текст интересным для чтеца, то есть для родителя. Например, ситуация в семье сов, где папа перебивается с одной подработки на другую.
Ну и в целом, «Сказки волшебного леса» звучат добро и позитивно, без лишнего осуждения, ведь, по словам автора, «в каждом лесу можно найти какую-нибудь непослушную зверюшку, а иногда и грязнулю»!
Мари Москва, литературный критик.
#souzdetlit #союздетлит #рецензия на книгу #критика #детская литература #литература для детей