Регги – это музыка, под которую миллионы узнали о Растафари или Расе Тэфэри. Он был воплощением Бога, а заодно – императором Эфиопии, задушенным путчистами.
Поклонники Боба Марли, «Аквариума» «Зоопарка» и других групп, исполнявших песни в стиле регги, не раз слышали в этих песнях слово «растафари». Многие думают, что оно означает стиль жизни, связанный с ношением дредов и курением растений, запрещённых в Российской Федерации. На самом деле это слово — чуть видоизменённое имя правителя, сыгравшего заметную роль в истории ХХ века.
23 июля 1892 года в семье губернатора одной из провинций православной Эфиопии родился сын, которого назвали Лидж Тэфэри. При крещении он получил имя Хайле Селассие. Ещё в детстве мальчик узнал, что по отцовской линии его род восходит аж к самому царю Соломону. А так как его прабабушка была тётей правящего императора Менелика II, он мог претендовать на престол.
В 20 лет юный губернатор получил почётное имя Рас. Вскоре после этого Рас Тэфэри получил над своей провинцией реальную власть и женился на родственнице императора, оказавшись, таким образом, ближе к трону. Когда в 1913 году император умер, его ненадолго сменила вдова, а затем — крайне непопулярный Лидж Иясу, внук императора. 27 сентября 1916 года Лидж был свергнут.
Заговорщики начали искать, кого бы можно было посадить на опустевший трон. Рас Тэфэри подходил по всем пунктам: рода был знатного, образование получил что надо, к православию всегда относился почтительно. Однако его партия пришла к финишу лишь второй — императрицей назначили дочь Менелика, а Тэфэри стал наследником престола, получив в дополнение к титулу очень большие возможности для влияния на государственную политику.
Понимая, что против влияния императрицы и поддерживающих её министров у Раса нет никаких шансов, он понемногу наращивал свой политический вес. Наследник публично поддерживал популярную политику медленной модернизации, начатую Менеликом, и боролся с жуткой эпидемией гриппа в 1918 году.
Последний император, львы и Муссолини
Чтобы укрепить свои позиции на международной арене, наследный принц решил отправиться в тур по Европе и Ближнему Востоку. Эта поездка подробно освещалась европейской прессой. Эфиопы подчёркивали свою экзотичность — ходили на официальные приемы в пёстрых национальных костюмах, а сам Тэфэри щедро дарил правителям львов для зоосадов. Для этого он возил с собой целый львиный прайд. Живой подарок привел английского короля Георга V в восторг, и в качестве ответного жеста, правитель Британской империи вернул эфиопам их корону, захваченную в 1868 году во время английской экспедиции.
На пути честолюбивого принца всё ещё стояла императрица, которая со всё большим недовольством смотрела на растущую популярность наследника престола. В 1928 году её сторонники предприняли попытку избавиться от кронпринца.
Уже на следующий год Селассие даровал народу конституцию, за основу которой взял японскую. В ней он закреплял абсолютизм и права знати. Высшей инстанцией в любых вопросах — политических, судебных, законодательных — всегда оставался император. И при этом прямо в основном законе было закреплено престолонаследние исключительно для потомков действующего монарха, что вызвало ропот со стороны боковых ветвей династии.
5 декабря 1934 года началось итальянское вторжение в Эфиопию. Фашисты хотели объединить воедино все свои колонии, желая доказать своим критикам, что мечты об Итальянской империи — не пустой звук. Солдаты Муссолини в средствах совершенно не стеснялись — бомбили госпитали Красного креста и использовали химическое оружие. Оснащение итальянцев значительно превосходило то, чем располагали эфиопы. Меньше чем за 2 года враги заняли почти всю страну. 2 мая 1936 года император с семьей удалился в изгнание, и через территории французского Сомали добрался до Иерусалима, затем кораблем до Гибралтара, и наконец, до берегов Англии…
С 1936 по 1941 год император Эфиопии с семьей провел в Англии, где писал мемуары, занимался самообразованием и выступал против итальянской пропаганды, рассказывая о зверствах, творимых итальянцами в Эфиопии. 18 января 1941 года Хайле Селассие вернулся в свою страну во главе отрядов эфиопского сопротивления, поддержанных английскими колониальными войсками. Речи императора привлекли множество добровольцев, и его армия быстро стала интернациональной.
Спустя год император сдержал своё давнее обещание и, наконец, отменил в Эфиопии рабство. Это позволило стране по окончании Мировой войны стать полноправным членом ООН. При всех внешнеполитических успехах, на Селассие с одной стороны давила международная общественность, требуя дать народу больше политических прав, а с другой — местная знать, которая не хотела никаких перемен. Поиск компромисса между этими требованиями привел к тому, что ни реформы, ни даже обновление конституции не смогли удовлетворить полностью ни одну из сторон.
Растафарианство: религия с дымком, огоньком и под музыку
В 1961 году в Эфиопию прибыла ямайская делегация, чтобы обсудить вопросы возвращения африканской диаспоры с Карибских островов на родину. Среди гостей были последователи растафарианства — своеобразной религии, возникшей на Ямайке ещё в 20-х годах. В то время один из почитаемых старейшин объявил, что Христос вскоре вернется на землю чернокожим. Множество потомков африканских рабов принялись ждать мессию. Как раз в это время Рас Тэфэри взошел на эфиопский престол. Его пышный официальный титул содержал такие выражения как «Лев Иудеи» и «потомок рода Давида». Ямайцы решили, что их мессия — ничего не подозревавший монарх африканской страны, и назвали свою религию в его честь растафарианством. За тридцать лет культ окреп и распространился по всему Карибскому бассейну.
Сам же Селассие лишь улыбался на вопросы о его «божественности». На подобные вопросы он отвечал, что «с уважением относится к чужим верованиям». Вернувшись с Ямайки, он выделил огромный участок земли для переселенцев в Африку с Карибских островов. Сейчас там располагается одна из крупнейших общин растафари.
Несмотря на такое обожествление Селассие за границей, в самой Эфиопии его дела обстояли очень плачевно. В конце 1960-х — начале 1970-х страну поразили несколько эпидемий и засуха. Всё это, вместе с тяжелым налоговым бременем создало взрывоопасную ситуацию. Власть всё больше и больше опиралась на полицию и армию, которая хотела всё новых привилегий. 12 сентября 82-летний император был арестован армейскими чинами и посажен под арест сперва в своём дворце, а затем в тюрьме Алем Бекагне, которую в народе называли «Хватит с меня этого мира». По слухам, арест нанёс такой удар по разуму Селассие, что он до последних дней не понимал, где находится.
28 августа 1975 года Хайле Селассие умер от «отказа легких», как было заявлено официально. Тело императора таинственно пропало. Лишь в 1992 году, после падения про-советского режима останки императора были найдены в бетонном фундаменте служебной постройки дворца.