Найти тему
История с Егором

Смерть Сталина, убийство или несчастный случай?

Оглавление

Сегодня я начинаю на данном канале рубрику, которая будет называться "Смерть влиятельных людей", и первым, конечно же, хочется взять одного из самых влиятельных людей в истории нашей страны и всего мира. Сначала хронология событий, затем выводы!

Идёт 1953 год, заканчивается зима. 28 февраля Иосиф Виссарионович сидит у себя на "ближней даче" в Кунцево. Так как вождь мирового пролетариата жил последние 15 лет один, необходимо было как-то себя развлекать. Для этого вечером того же дня на посиделки вызваны члены Совета Президиума СССР, а именно: Георгий Маленков, заместитель Сталина на посту Генсека ЦК ВКП(б), Лаврентий Берия, недавно освобождённый от поста Народного комиссара внутренних дел, но всё ещё крайне влиятельный человек, Николай Булганин, 1-й заместитель председателя Совета Министров СССР. С этого времени в отсутствие Сталина Булганин вёл заседания Совета министров и Бюро Совета министров и последний, но не по значимости, Никита Хрущёв, секретарь ЦК, занимавшийся текущими делами Президиума ЦК и организовывавший его работу. Такой пятёркой был просмотрен фильм в кинозале, а далее началось небольшое застолье. Сразу хочется отметить, Иосиф Виссарионович "закладывать за воротник" не любил, пил как правильно умеренно, мешая алкоголь с водой. Так и в этот раз, посидели скромно, в какой-то момент даже приехал старый верный друг Сталина, Климент Ворошилов. Часам к 5 утра 1 марта гости стали расходиться, поэтому и Сталин пошёл спать в прекрасном расположении духа. А дальше начинается самое интересное.

"Ближняя дача" в Кунцево
"Ближняя дача" в Кунцево

1 Марта

Иосиф Виссарионович не был "жаворонком" относительно режима сна. Как правило, вставал Сталин часов в 10-11 утра и после завтрака начинал работу. 1 марта возникла первая проблема, вождь к обеду не проснулся, свет нигде не горел. Возникает вопрос, а почему не зайти к нему и не проведать? Это было категорически запрещено абсолютно всем, кроме одного человека, о котором позже. Проходит час, два, три, но ничего не меняется. Охрана дачи во главе с Петром Лозгачёвым начинают сильно нервничать. Ситуация разрешается лишь к 22 часам вечера, когда привозят почту. Тут стоит подметить, что единственным человеком, кому было разрешено входить в любое время, был почтальон, то есть тот, кто нёс служебную почту. Эту функцию выполняли охранники дачи. Примерно в 22.30 Лозгачев с пакетом из ЦК вошел в комнаты, где жил Сталин. То, что он увидел в так называемой малой Столовой, было описано в разных вариантах много раз, так как Лозгачёв немного менял свои свидетельства в разговорах с разными людьми. Неизменным остается главное — Сталин лежал на полу возле стола. Он был в пижамных брюках, уже мокрых от непроизвольного выделения мочи, и в нижней рубашке. Несомненно было то, что он лежал так несколько часов и сильно озяб. На столе стояла бутылка с боржоми и стакан. Судя по всему, Сталин, встав с кровати, вошел в столовую, чтобы выпить воды. В этот момент и произошел инсульт. По этой картине очевидно, что все это случилось значительно ранее в этот день.

По домофону Лозгачёв вызвал помощь. Прибежали Старостин, Туков, Бутусова. Вчетвером они перенесли Сталина в другую комнату, так называемый большой зал, где положили на диван и укрыли пледом. Сталин был парализован и не отвечал на вопросы, хотя глаза его были открыты.

-3

2 марта

Охрана сталинского поместья, а именно Лозгачёв, начинает обзванивать членов Президиума ЦК, и особенно Маленкова, чтобы они приехали и разобрались в ситуации, возможно вызвали врачей. Сначала приезжают Хрущёв с Булганиным, затем после их отъезда, Берия и Маленков. И Берия, и Хрущёв, по показаниям Лозгачёва и мемуарам Хрущёва, видимо в тот момент решили, что бояться нечего, вождь просто немного перебрал и оконфузился, а теперь лежит и отдыхает. При этом отличить спокойно спящего человека от человека, находящегося без сознания в результате тяжелого инсульта, не представляет большого труда. Особенно для тех, кто этого человека хорошо знает.

Однако обеспокоенная прислуга и охрана продолжала волноваться, и ближе к утру Старостин, работник охраны, снова стал звонить Маленкову. После этого он снова обзвонил ближний круг и они вместе с врачами поехали на дачу. В итоге врачи приехали к Сталину по меньшей мере спустя полтора десятка часов после удара.

Маленков звонит министру здравоохранения Третьякову, который высылает на дачу бригаду лучших врачей во главе с Лукомским — главным терапевтом Минздрава. Они приезжают в Кунцево около 9 часов утра. После осмотра у Сталина выявлено очень высокое давление и полный паралич правой стороны тела (немного двигалась только левая рука), а также потеря речи. Диагноз не вызывал сомнений — инсульт.

И тут необходимо напомнить, что к Сталину на помощь приехали далеко не самые способные врачи. Это связано с тем, что в 1952 году в недрах МГБ начинается "Дело врачей", по которому ближайшие к телу вождя доктора будут отправлены за решётку.

13 января 1953 года, в газете «Правда»
13 января 1953 года, в газете «Правда»

Сталинский ближний круг в этот момент полностью берёт контроль над телом ещё живого вождя. Прямо у дивана было решено, что члены ближнего круга будут попарно дежурить у постели Сталина, сменяя друг друга каждые несколько часов. В октябре 1952 года Сталин ввёл в состав Президиума ЦК (так было переименовано Политбюро) сразу 16 (!) новых членов. Ни один из них не допущен к телу вождя и даже не извещён о проблемах генсека со здоровьем. Доступ к телу беспомощного генсека полностью контролируют Маленков, Берия, Хрущёв, Каганович, Ворошилов, Микоян и Молотов. Они контролируют даже врачей, которые обязаны растолковывать каждую врачебную манипуляцию с телом Сталина дежурящим у кровати членам Президиума и получать на эти манипуляции их разрешение.

К вечеру члены Президиума ЦК встречаются в Кремле и проводят два заседания без стенограммы, возможно договариваясь о дальнейших действиях в случае смерти Сталина.

3 марта

Состояние "Кобы" остаётся без изменений. Врачи заверяют ближний круг, что Сталин вряд ли проживёт больше нескольких дней. Тут всем из "ближнего круга" Сталина становится понятно, что будет борьба за власть. Хрущёв начинает плести интриги против Берии, считая его самым опасным в Президиуме.

Хрущёв, Сталин, Маленков, Берия и Молотов
Хрущёв, Сталин, Маленков, Берия и Молотов

4 марта

Советских граждан наконец извещают о болезни генерального секретаря. В газетах и по радио сообщают о его состоянии здоровья. Тем временем Сталину становится хуже. Врачи теряют надежду даже на чудо. Страну начинают готовить к смерти генерального секретаря. В регулярно передаваемых по радио каждые несколько часов бюллетенях о здоровье не скрывается крайне тяжёлое и практически безнадёжное положение вождя народов. Ближний круг продолжает попарно дежурить у кровати Сталина, одновременно разрабатывая контуры будущих альянсов.

Вырезка из газеты "Правда" за 4 марта 1953 года
Вырезка из газеты "Правда" за 4 марта 1953 года

5 марта

У Сталина диагностируется предагональное дыхание Чейна-Стокса. Если переводить с медицинского, это означало, что Иосиф Виссарионович в критическом состоянии. В этот же день власть разделили следующим образом: Григорию Маленкову отвели пост Председателя Совета министров, Берию назначили его заместителем и министром внутренних дел. Этот тандем и должен быть разделить власть в стране.

Всё заседание продолжалось не более 40 минут. Нетрудно догадаться, что все решения о кадровых перестановках были приняты ещё на двух кремлёвских заседаниях 2 марта, в узком кругу. Никто на пленуме не попытался вмешаться в партийную борьбу, будучи ошеломлёнными новостями о болезни Сталина. Поскольку вождь был ещё жив, ближний круг посчитал нетактичным забывать о нём и демонстративно включил его в состав Президиума.

В 21:50, через один час и десять минут после закрытия пленума, Сталин умер. К этому моменту ближний круг уже был в Кунцеве. По воспоминаниям дочери вождя Светланы Алиллуевой, Сталин попытался поднять левую руку, обвёл всех собравшихся пристальным взглядом, после чего испустил дух.

Несут гроб слева направо: Берия, Ворошилов, Хрущёв
Несут гроб слева направо: Берия, Ворошилов, Хрущёв

Так был ли Сталин убит?

Как мы видим по восстановленной хронологии, единственным, кто мог убить Сталина был сам Иосиф Виссарионович, ведь именно он окружил себя людьми, неспособными к принятию решений в трудные минуты, больше беспокоящимися о собственной выгоде и власти. "Дело врачей" также неплохо поспособствовало скорейшей кончине вождя мирового пролетариата.