Найти тему

"Безопасные" спички и "зубастая" обувь. Советские карикатуры на тему низкого качества ширпотреба.

Здравствуйте, уважаемые посетители канала. Сюжеты карикатур сегодняшней подборки посвящены теме, на которую сатирики в советские времена высказывались постоянно и очень активно, однако соответствующий повод для их иронии не только сохранился вплоть для распада СССР, но и, по-моему, стал одной из причин этого печального для многих людей события. Речь идет о низком качестве товаров народного потребления или, по-другому, ширпотреба, производить который в соответствии с мировыми стандартами советские производители, почему-то, не умели.

Углубляться в причины, по которым в стране, запускающей ракеты в космос и обладающей передовым вооружением, не могли наладить массовый выпуск, например, качественной обуви, я не хочу, так как уверен, что у каждого из вас этому парадоксу есть своё, жизненным опытом выстраданное, объяснение. Предлагаю вам просто улыбнуться, как на такое несоответствие чаяний потребителей и результатов работы производителей ширпотреба реагировали советские карикатуристы. Смотрим))

Для начала несколько карикатур на тему низкого качества советской обуви, едва ли не самого популярного объекта претензий художников-крокодильцев. На этом рисунке автор иронизирует, можно сказать, "сквозь слезы", над мучениями граждан, которые, не пожелав смириться с неудачным приобретением, пытаются эту ситуацию как-то исправить:

Художники Анатолий Елисеев и Михаил Скобелев
Художники Анатолий Елисеев и Михаил Скобелев

- Ну как новые ботинки?
- Всё ещё ношу...

Обычно люди в ситуации, когда одна нога при примерке пары новой обуви чувствует себя нормально, а другая ощущает дискомфорт, списывают это на их анатомические особенности, однако этот гражданин убедить себя в том, что ноги у него откровенно "разные", судя по всему, просто не смог))

Художник Святослав Спасский, "Крокодил" №20, 1968
Художник Святослав Спасский, "Крокодил" №20, 1968

- Не сочтите меня самодуром, но моя левая нога хочет, чтобы оба ботинка были одинаковыми.

Особым разнообразием спортивной обуви её производители в советские времена не радовали, и я, например, все детство пробегал в кедах, однако даже та, которая производилась, высоким качеством, судя по карикатуре ниже, не отличалась. Если кто не разглядел, то на документах в портфеле мужчины, получившего по лицу рваной шиповкой, написано "директору фабрики спортивной обуви", так что кармически за свой брак он, похоже, уже наказан))

Художник Юрий Узбяков, "Крокодил" №30, 1978
Художник Юрий Узбяков, "Крокодил" №30, 1978

Фальстарт.

Ну и последняя карикатура на тему некачественной обуви - своеобразная рекомендация автора, как нужно поступать с теми, кто её производит:

Художник Борис Старчиков, "Крокодил" №4, 1979
Художник Борис Старчиков, "Крокодил" №4, 1979

Я не знаю, какой процент людей пользуется спичками сегодня, но в советские времена таких было большинство, и чиркать спичкой о коробок, возмущаясь, что она никак не хочет вспыхивать, доводилось многим. По крайней мере, автору следующей карикатуры - точно))

Художник Игорь Сычев, "Крокодил" №8, 1981
Художник Игорь Сычев, "Крокодил" №8, 1981

Безопасные.

Когда я увидел следующий рисунок, то уровень ностальгии по 70-м в моей душе просто, как говорится, зашкалил)) Такой круглый раздвижной стол, предназначенный для семейных обедов, стоял в 60-х и начале 70-х годов едва ли не в каждой квартире, и если бы у этих бедолаг получилось его нормально раздвинуть, то в середину его они смогли бы вставить дополнительный, удлиняющий стол прямоугольный вкладыш))

Художник Евгений Гуров, "Крокодил" №22, 1969
Художник Евгений Гуров, "Крокодил" №22, 1969

- Раздвинуть его нам так и не удалось...

Ковер на стене - это ещё один предмет интерьера, вызывающий острое чувство ностальгии по временам, когда они даже были в дефиците)) Хорошо, что у меня в комнате на стене тогда висела огромная политическая карта мира, а то вполне возможно, что и моим родителям пришлось бы испытать огорчение такое же, какое выпало на долю этой карикатурной героини:

Художник Гарри Иорш, "Крокодил" №14, 1978
Художник Гарри Иорш, "Крокодил" №14, 1978

А вот насчет плохого качества советских стиральных машин с автором следующей карикатуры я, наверное, не соглашусь. Моя "Волна", например, отпахала без нареканий с момента покупки в 70-х до начала нулевых следующего века, когда её сменила стиралка автоматическая:

Художник Игорь Сычев, "Крокодил" №28, 1978
Художник Игорь Сычев, "Крокодил" №28, 1978

- Надоело старухе ремонтировать стиральную машину, хочет она старое корыто!

Несмотря на то, что в последних в подборке карикатурах автор рассказывает про плохое качество молочной упаковки, мне, почему-то, вспоминаются светлые времена, когда я получал такие "пирамидки" бесплатно в виде компенсации за работу на вредном нефтеперерабатывающем производстве. Причем, иногда на целую бригаду, так что охапка их у меня в руках была примерно такой же)) И да, случаев, чтобы какая-то упаковка при этом лопнула, я не припомню))

Художник Юрий Узбяков, "Крокодил" №28, 1978
Художник Юрий Узбяков, "Крокодил" №28, 1978

- Гляди, пакеты унёс!
- Ничего, далеко не унесет!..

Художник Юрий Узбяков, "Крокодил" №28, 1978
Художник Юрий Узбяков, "Крокодил" №28, 1978

. . . . . . . . . . .

На сегодня всё)) Хорошего вам настроения и здоровья))