Кукушка кукует — горести вещует
Эта история началась в селе Заярное. Славилось оно тем, что его окрестности облюбовали кукушки. Ранней весной, когда все начинало зеленеть и расцветать, сюда слеталось их целое множество.
Селились кукушки прямо за огородами в зарослях кустарника, и их кукование доносилось до самых домов селян. Едва заслышав эту перекличку, Юля тотчас мчалась туда, откуда доносилось то прерывистое ку-ку, ку-ку, а то звонкая трель кли-кли-кли.
Девочка могла подолгу слушать это перекрикивание. Домой, где то и дело возникали ссоры, идти не хотелось. Отец редко был трезвым. Когда-то он слыл на селе хорошим плотником и вообще, мастером на все руки. Кому дом строить помогал, кому машину или любую другую технику починить.
Рассчитывались с Федором за работу, как правило, водкой да самогоном. Так и спился. Стал ревнивым и агрессивным, всем от него доставалось — и дочери, и бабушке Агафье, но особенно маме. Бывало, до синяков Галину избивал.
Каждый по-своему реагировал на эти пьяные выходки Федора. Галина почему-то все терпела. Агафья, хватаясь за сердце, тихонько плакала в своей маленькой комнатушке. А Юля убегала в лес. Там, среди деревьев,раскидистых кустарников и под размеренное кукование птиц, она находила утешение и успокоение.
А однажды случилось большое горе. После очередного запоя отец до полусмерти забил ее мать. В больницу, где сразу поняли бы, кто нанес побои, Галина ехать отказалась. Участковый уже предупреждал: если Федор еще раз поднимет руку на жену, в тюрьму его отправит.
Промучившись три дня, она скончалась. А непутевый муж куда-то сбежал. Поговаривали, что подался на Север на заработки и словно сгинул. Бабушка Агафья, на попечении которой осталась 14-летняя внучка, ни копейки от зятя ни разу не получила
Однажды кукушка поселилась под крышей их дома. Агафья прогнала ее, а Юля целый день проплакала из жалости к птице. Но вскоре кукушка снова вернулась на облюбованное место. И когда Агафья полезла на чердак, чтобы прогнать не прошенную гостью, Юля потянула ее за подол с криком: «Не трогай! Если прогонишь, я уйду из дома!»
Так и жила кукушка под крышей, пока по осени не улетела в теплые края. В Агафья нет - нет да и вспомнит бытовавшее поверье о том, что ничего хорошего не жди, если кукушка облюбовала крышу дома и поет оттуда свои песни. Родители ее были люди суеверные, это суеверие передалось и ей. К тому же Агафья хорошо запомнила тот день, когда перед смертью дочери на чердаке тоже куковала кукушка.
Шли годы, Юля взрослела. Образцовым поведением она не отличалась. В школе училась плохо, одни гулянки на уме. И все больше с парнями. Он них отбоя не было, да и отказа они не знали.
С горем пополам Юля окончила восемь классов и поступила в профтехучилище в райцентре. Агафья немного успокоилась, может, из девки толк выйдет. Однако волнений еще больше прибавилось. Из училища постоянно сообщали, что Юля пропускает занятия, бывает, по несколько дней отсутствует.
Но и дома она не появлялась. Тогда Агафья поехала в училище, чтобы вразумить и пристыдить внучку: такого в их роду никогда не случалось. Но ни на занятиях, ни в общежитии ее не оказалось. Разговорчивая дежурная рассказала, что Юля часто куда-то отлучается. Как говорят соседки по комнате, ходит на трассу и возвращается хмельная лишь под утро. Либо вообще ночевать не приходит.
В тот день Агафья так и не увиделась с внучкой. Домой вернулась опустошенная, давление подскочило, и она слегла. Спасибо фельдшерице, принесла лекарство, и дело пошло на поправку. Но потом случилось то, чего она больше всего опасалась. Не окончив училище, Юля забеременела. Это еще сильнее подкосило Агафью. Мысли о том, как и на какие средства жить дальше, не давали уснуть, и она с каждым днем слабела.
А вскоре узнала, что внучка родила девочку, в роддоме сразу отказалась от нее и уехала неизвестно куда с каким-то командировочным. От этой новости у бабушки случился сердечный приступ, и она скончалась, так и не узнав,что ребенка — ее правнучку, удочерила акушерка, принимавшая роды.
Хоронили Агафью всем селом. После сороковин дом заколотили: перелетная птица, как меж собой называли селяне ее непутевую внучку, так и не заявилась.
Валентина Зайцева
Продолжение следует