Найти тему
4,3K подписчиков

Герои Великой Отечественной. Мария Меленьева и Анна Лисицына: к 80-летию награждения Золотой Звездой (посмертно)

241 прочитал
Иллюстрация из интернета.
Иллюстрация из интернета.

Они были подругами – карелка Мария Мелентьева и вепсянка Анна Лисицына. Да и как иначе: через линию фронта во вражеский тыл следует отправляться только с человеком, которому полностью доверяешь!..

Звание Героя Советского Союза им присвоили одним Указом – от 25 сентября 1943 года. Обеим – посмертно. Хотя погибли они с разницей в год. И смерть им судьба уготовила совершенно разную – обеим безжалостно мучительную, но всё же совершенно разную…

Погибли совсем юными: Анне исполнилось всего двадцать лет, а Марии – так и вовсе девятнадцать. Так и хочется сказать затрёпанное: им бы ещё жить и жить, деток рожать, род людской продолжать – ан оно вон как безжалостный молох война распорядился иначе.

Любая война страшна не только тем, что гибнут люди, но и тем, что у них не рождаются детки! Демографическая яма – казённый термин, однако от того, что он звучит бездушно, не становится менее зловещим.

Говоря о Великой Отечественной войне, мы вполне закономерно разделяем внимание: есть центральное направление и главная цель её – Германия, Берлин. Остальные направления априори считаются второстепенными. Между тем, скажем уж прямо: а разве для конкретного солдата в ячейке окопа разве имеет принципиальное значение, на каком направлении он воюет – на основном или второстепенном?.. На любом участке каждый воин действует во имя решения общей глобальной задачи – Великой Победы. И на каком бы участке фронта человек ни находился, он хочет до этой Победы дожить.

И ещё. Когда речь заходит о событиях июля 1943 года, мы тут же вспоминаем грандиозное сражение на Курской дуге. Но ведь и на остальных участках фронта шли бои, проливалась кровь, совершались подвиги, творилось предательство… Только помним мы об этом меньше.

Оно, бесспорно, закономерно: память человеческая не в силах вместить информации больше определённых её резервуарами. Однако ж при этом лично мне по-человечески досадно, что о подвигах, совершённых на периферийных участках той войны, мы знаем меньше и вспоминаем о них реже.

Уж простите за столь пространную преамбулу. Понимаю, что не сказал ничего нового для искренних любителей истории. Да вот не удержался.

Хотя и ещё от одной отвлечённой реплики не удержаться. У нас как-то повелось, что о финской оккупации значительной части Карельского перешейка говорится не так чтобы много. Между тем, это тема весьма интересная, многоплановая, богатая на события… Тут тебе и оборона Мурманска, и подрыв Беломор-канала, и Свирская операция… Не говоря уже об обороне Ленинграда и последующем наступлении Красной армии на Финляндию…

Это – если широкими мазками. Теми самыми, на фоне которых далеко не всегда различимы трагедии и подвиги отдельных людей.

Итак, Мария и Анна…

Война без разведки невозможна. Уж мы-то с вами, дорогие любители истории, прекрасно знаем, что недооценка этой составляющей военного искусства, неумение добывать информацию о противнике и неспособность её анализировать – всё это неизбежно ведёт к неоправданно высоким потерям. Добывают же разведывательные сведения люди. Но информацию мало получить, её следует переправить через линию фронта, чтобы она нашла отображение на оперативных картах и легла на стол командования.

Вот этими-то связными, которые переправляли через линию фронта задания партизанам и подпольщикам, а назад доставляли разведывательные сведения, и стали подруги. Рации (тот же легендарный «Северок») у зафронтовой разведки появились позднее, да и то не везде, ну а поначалу – только курьером!.. Формально девушки относились, так сказать, к креатуре ЦК компартии Карело-Финской ССР, реально же действовали в интересах штаба партизанского движения.

Ну как тут не упомянуть?.. Отбором кадров для партизан края занимался секретарь ЦК комсомола республики Юрий Андропов. Особое внимание при этом уделялось знанию языка местных народов, в первую очередь финно-угорской группы. А впоследствии Юрий Владимирович возглавил всё партизанское движение в регионе. Нет сомнения, что он знал обеих девушек, по меньшей мере встречался с ними – уж они-то родные языки знали в совершенстве…

Летом 1942 года подруги возвращались с добытыми партизанами и подпольщиками сведениями в расположение Красной армии. Разделительной линией между советскими и финскими войсками стала река Свирь, соединяющая Онежское и Ладожское озёра. Анна и Мария переправлялись на советский берег вплавь. Выросшие в озёрном краю девушки плавали хорошо…

Свирь – река порожистая и с быстрым течением. Перед войной её водосток был зарегулирован двумя плотинами – Верхне-Свирской и Нижне-Свирской ГЭС. Однако течение оставалось быстрым. К тому же, пойма запруженной реки оказалась довольно широкой…

Анна Лисицына до советского берега не доплыла. Силы оставили, ногу свело, за топляк зацепилась… Сегодня и не выяснить. По официальной версии, перед тем, как пошла ко дну, она успела передать добытые сведения подруге. Признаться, я думаю, что это придумка какого-то опытного штабиста для наградного представления, чтобы подвиг на бумаге смотрелся эффектнее. Как-то с трудом могу себе представить описанную ситуацию: мол, на тебе, подруга, пакет с документами, вместе мы до берега не доберёмся, так ты уж отправляйся дальше, а я утону, причём, молча, чтобы не привлечь внимание врагов…

Так оно произошло, или не совсем, на мой взгляд, не имеет значения: в любом случае юная девушка совершила подвиг! Поход за линию фронта, рейд по явочным квартирам подпольщиков, и возвращение тёмной ночью через широкую реку, за которой тебя ждут свои… И благо ещё, что подруга выплыла, и поведала о смерти партизанки, а то осталась бы в безразмерных списках «без вести пропавших»…

Вскоре после трагедии Мария Мелентьева вновь отправилась за линию фронта. Некоторое время она работала в тылу врага, формируя разведывательную сеть, и собирая сведения. Работа в тылу врага изначально опасна: девушка нарвалась на предателя, который выдал её оккупантам… Марию долго допрашивали, пытали… Она не выдала никого из патриотов… И 2 июля 1943 года её расстреляли.

Мы не знаем, какие конкретно сведения собрала и передала командованию Мария. Допустим, о появлении в районе Ладожского озера итальянских и немецких боевых катеров. О разведшколе на Валааме; или о береговой батарее на том же архипелаге. О строительстве секретной базы в монолитной скале рядом с Медвежьегорском. Об оборудовании береговых укреплений по северному берегу реки Свирь. О репрессиях по отношению к местным жителям, которые развязали в регионе оккупационные власти – это факты для сводок Совинформбюро…

В разведке нет мелочей, тут, как говорится, каждое лыко в строку.

…Как известно, у подвига есть такая не всегда справедливая особенность. Его мало совершить. Важно также, чтобы его увидели, его оценили, о нём рассказали, грамотно составили наградные документы, своевременно представили, и чтобы на самом «верху» согласились: да, факт подвига имеется, и достоин награды!.. То есть подвиг – он всегда остаётся подвигом, но только реальная награда служит словно как свидетельством его оценки.

Выглядит цинично, но ведь это так!

В данном случае – всё сошлось. Даже национальности девушек пришлись ко двору: финские власти на оккупированной территории для вепсов и карел создали относительно льготные условия проживания. А мы им – свой аргумент в контрпропаганде: народ-то, и в первую очередь молодёжь, остался верен Советской Родине… Звёзды Героев – свидетельство тому!

…В исторических книгах, в интернете, по телевидению я часто знакомлюсь с биографиями людей, совершивших поступки, которые мы называем подвигами. О многих из них, как правило, уже доводилось слышать и читать ранее. Потому по возможности стараюсь больше уделять внимание событиям и людям менее известным. Пусть подвиг не столь громко «раскручен» - главное, что он совершён.

Как вот в данном случае.

Сколько рядовых разведчиков-связных так и осталось безвестными, сколько их имён затерялось в кроваво-огненной кутерьме Великой войны!.. А именно Анны Лисицыной и Марии Мелентьевой для нас сохранились. Ничуть не умаляя их подвиг, отмечу, что в моих глазах они являют собой, своей короткой судьбой символ. Звёзды Героев, которыми они награждены посмертно, словно осеняют своим сиянием и остальных – имена которых остались неизвестными, забытыми, но которые пожертвовали жизнью, чтобы рано или поздно пришла Победа!