По воспоминаниям писателя Ивана Бунина герой сегодняшней публикации был "талантливым беллетристом", а так же "тонким знатоком музыки, обладал чуть ли не абсолютным слухом" и наконец "пленял всех знавших его добротой, благородством, вечной молодостью сердца". Речь пойдет о Петре Александровиче Нилусе. Не совсем обычная фамилия объясняется шведскими корнями Нилуса, дед которого (Петр Богданович) был генералом-майором и участником Отечественной войны 1812 года.
Родился будущий художник на юге Российской империи в одной из деревень Подольской губернии, а с семи лет проживал в Одессе, где и получил свое первое художественное образование в Рисовальной школе школе Одесского общества изящных искусств под руководством Кириака Костанди. Любопытно, что поступит он туда по ходатайству другого художника, бывшего в то время учителем в Реальном училище Одессы - Геннадия Ладыженского.
После шести лет (1883-1889) обучения по рекомендации не кого-либо, а самого Ильи Репина, он поступает в петербургскую Академию художеств, но там Нилус не задержится и уже на следующий год покинет учебное заведение вернувшись в Одессу, причем как это следует из источников, сам же Репин ему это и рекомендовал, наказав "нанять мастерскую и работать". Вероятно, мастер просто сразу понял, что в общем-то обучать молодого художника более нечему и, как показало время, он оказался прав.
С этого момента Нилус становится одной из центральный фигур художественного сообщества юга Российской империи, он был одним из учредителей Товарищества южнорусских художников (наряду с его учителем Костанди). А на рубеже веков он стал и членом Товарищества передвижников, о чем сам Нилус впоследствии вспоминал: "Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму".
Речь идет о том, что после того, как Нилус посетил многие европейские страны (Италию, Францию, Германию), он постепенно отходит от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтению пейзажу и экспериментируя с импрессионистской живописной техникой. Надо сказать, что не все современники эту эволюцию оценили, известный детский писатель Корней Чуковский писал в прессе 1904 года, что "у нас есть два П.А. Нилуса – один настоящий, другой ненастоящий".
Еще одно направление его живописи, работы которого сам Нилус называл "кринолинами" - это изображение галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет, особенно популярными такие картины были в 20-х годах XX века.
В тоже время, что достаточно необычно, художник активно занимается писательской деятельностью: писал для одесской прессы обзоры русских и зарубежных выставок, статьи о современных художниках и по вопросам преподавания музейного дела. Его успехи на этой стезе высоко ценил упомянутый в начале статьи писатель И.А. Бунин:
Был он и талантливым беллетристом, – повесть его «На берегу моря», напечатанная в 1906 году в альманахе «Шиповник», затем книга рассказов, изданная «Книгоиздательством писателей в Москве», имели крупный успех.
Возможно, конечно, он был не вполне объективен, ведь Нилус был его близким другом, но тем не менее. В первый период после революционных событий 1917 года художник сотрудничал с новыми властями, так, на следующий год он был избран депутатом горсовета от трудовой интеллигенции, кроме того, известно, что он создал цикл картин с говорящим названием "Манифестация", но в дальнейшем он резко поменял свои политические взгляды и создал ряд антибольшевистских плакатов. Поэтому неудивительно, что в конце 1919 года Нилус покидает родные края навсегда.
Несколько лет он путешествовал по европейским городам, а "в 1923 году окончательно переселился в Париж, много выставлял и здесь, неизменно встречаемый большими похвалами наиболее видных французских художественных критиков, ценивших его как первоклассного колориста и художника-поэта", как напишет об этом Иван Бунин, с которым они долгое время в Париже жили по соседству. Во Франции работы Нилуса будут востребованы, его назовут "русским Сезанном", а Бунин вообще посчитает, что художник именно "в Париже работал особенно много, достиг полного расцвета и разнообразия своего дарования".
Во французской столице его и похоронят в мае 1943 года. Более полувека спустя его наследница передаст в Россию коллекцию работ и личных вещей художника, причем в родной город его близкого друга - Воронеж. Эту коллекцию разделят между собой Воронежский областной художественный музей и Музей И.А. Бунина, открытый совсем недавно, в 2020 году.
Надеюсь, что вам было интересно со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), если есть вопросы или мнение, которым хотите поделиться - пишите в комментариях.