Найти тему
История живописи

Художник и писатель, начинавший как реалист, а закончивший...

"С визитом", П.А. Нилус, 1891. Частное собрание.
"С визитом", П.А. Нилус, 1891. Частное собрание.

По воспоминаниям писателя Ивана Бунина герой сегодняшней публикации был "талантливым беллетристом", а так же "тонким знатоком музыки, обладал чуть ли не абсолютным слухом" и наконец "пленял всех знавших его добротой, благородством, вечной молодостью сердца". Речь пойдет о Петре Александровиче Нилусе. Не совсем обычная фамилия объясняется шведскими корнями Нилуса, дед которого (Петр Богданович) был генералом-майором и участником Отечественной войны 1812 года.

"Подруги", П.А. Нилус, 1892. Исторический музей, Москва.
"Подруги", П.А. Нилус, 1892. Исторический музей, Москва.

Родился будущий художник на юге Российской империи в одной из деревень Подольской губернии, а с семи лет проживал в Одессе, где и получил свое первое художественное образование в Рисовальной школе школе Одесского общества изящных искусств под руководством Кириака Костанди. Любопытно, что поступит он туда по ходатайству другого художника, бывшего в то время учителем в Реальном училище Одессы - Геннадия Ладыженского.

"Осень", П.А. Нилус, 1893. Одесский художественный музей.
"Осень", П.А. Нилус, 1893. Одесский художественный музей.
"В мастерской столяра (Отдых)", П.А. Нилус, 1896. Киевская картинная галерея.
"В мастерской столяра (Отдых)", П.А. Нилус, 1896. Киевская картинная галерея.

После шести лет (1883-1889) обучения по рекомендации не кого-либо, а самого Ильи Репина, он поступает в петербургскую Академию художеств, но там Нилус не задержится и уже на следующий год покинет учебное заведение вернувшись в Одессу, причем как это следует из источников, сам же Репин ему это и рекомендовал, наказав "нанять мастерскую и работать". Вероятно, мастер просто сразу понял, что в общем-то обучать молодого художника более нечему и, как показало время, он оказался прав.

С этого момента Нилус становится одной из центральный фигур художественного сообщества юга Российской империи, он был одним из учредителей Товарищества южнорусских художников (наряду с его учителем Костанди). А на рубеже веков он стал и членом Товарищества передвижников, о чем сам Нилус впоследствии вспоминал: "Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму".

"В кафе", П.А. Нилус, 1901. Днепропетровский художественный музей.
"В кафе", П.А. Нилус, 1901. Днепропетровский художественный музей.
"На скачках", П.А. Нилус, 1902. Одесский художественный музей.
"На скачках", П.А. Нилус, 1902. Одесский художественный музей.

Речь идет о том, что после того, как Нилус посетил многие европейские страны (Италию, Францию, Германию), он постепенно отходит от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтению пейзажу и экспериментируя с импрессионистской живописной техникой. Надо сказать, что не все современники эту эволюцию оценили, известный детский писатель Корней Чуковский писал в прессе 1904 года, что "у нас есть два П.А. Нилуса – один настоящий, другой ненастоящий".

Еще одно направление его живописи, работы которого сам Нилус называл "кринолинами" - это изображение галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет, особенно популярными такие картины были в 20-х годах XX века.

"Прогулка в парке", П.А. Нилус. Частное собрание.
"Прогулка в парке", П.А. Нилус. Частное собрание.
"Прогулка по Булонскому лесу в Париже", П.А. Нилус, 1923. Частное собрание.
"Прогулка по Булонскому лесу в Париже", П.А. Нилус, 1923. Частное собрание.
"Прогулка в весеннем парке", П.А. Нилус. Воронежский областной художественный музей.
"Прогулка в весеннем парке", П.А. Нилус. Воронежский областной художественный музей.

В тоже время, что достаточно необычно, художник активно занимается писательской деятельностью: писал для одесской прессы обзоры русских и зарубежных выставок, статьи о современных художниках и по вопросам преподавания музейного дела. Его успехи на этой стезе высоко ценил упомянутый в начале статьи писатель И.А. Бунин:

Был он и талантливым беллетристом, – повесть его «На берегу моря», напечатанная в 1906 году в альманахе «Шиповник», затем книга рассказов, изданная «Книгоиздательством писателей в Москве», имели крупный успех.

Возможно, конечно, он был не вполне объективен, ведь Нилус был его близким другом, но тем не менее. В первый период после революционных событий 1917 года художник сотрудничал с новыми властями, так, на следующий год он был избран депутатом горсовета от трудовой интеллигенции, кроме того, известно, что он создал цикл картин с говорящим названием "Манифестация", но в дальнейшем он резко поменял свои политические взгляды и создал ряд антибольшевистских плакатов. Поэтому неудивительно, что в конце 1919 года Нилус покидает родные края навсегда.

"Поле с гусями", П.А. Нилус. Воронежский областной художественный музей.
"Поле с гусями", П.А. Нилус. Воронежский областной художественный музей.
"Жар-птицы", П.А. Нилус, 1930-е. Воронежский областной художественный музей.
"Жар-птицы", П.А. Нилус, 1930-е. Воронежский областной художественный музей.
"Огород у красных крыш (Мартиньи-ле-Бен)", П.А. Нилус, ок. 1935. Частное собрание.
"Огород у красных крыш (Мартиньи-ле-Бен)", П.А. Нилус, ок. 1935. Частное собрание.

Несколько лет он путешествовал по европейским городам, а "в 1923 году окончательно переселился в Париж, много выставлял и здесь, неизменно встречаемый большими похвалами наиболее видных французских художественных критиков, ценивших его как первоклассного колориста и художника-поэта", как напишет об этом Иван Бунин, с которым они долгое время в Париже жили по соседству. Во Франции работы Нилуса будут востребованы, его назовут "русским Сезанном", а Бунин вообще посчитает, что художник именно "в Париже работал особенно много, достиг полного расцвета и разнообразия своего дарования".

Автопортрет в котелке, П.А. Нилус, 1935. Воронежский областной художественный музей.
Автопортрет в котелке, П.А. Нилус, 1935. Воронежский областной художественный музей.

Во французской столице его и похоронят в мае 1943 года. Более полувека спустя его наследница передаст в Россию коллекцию работ и личных вещей художника, причем в родной город его близкого друга - Воронеж. Эту коллекцию разделят между собой Воронежский областной художественный музей и Музей И.А. Бунина, открытый совсем недавно, в 2020 году.

Надеюсь, что вам было интересно со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), если есть вопросы или мнение, которым хотите поделиться - пишите в комментариях.

"Париж. После дождя" П.А. Нилус, 1939. Воронежский областной художественный музей.
"Париж. После дождя" П.А. Нилус, 1939. Воронежский областной художественный музей.
"Шоссе де ля Мюэтт", П.А. Нилус, 1942. Воронежский областной художественный музей.
"Шоссе де ля Мюэтт", П.А. Нилус, 1942. Воронежский областной художественный музей.