Найти в Дзене
История живописи

Неудавшийся медик, но вполне успешный южнорусский художник

Герой сегодняшней публикации, Николай Львович Скадовский, родился в 1846 году на юге Российской империи, а если точнее - то в Херсонской губернии. Приверженность именно этим местам еще сыграет свою роль в его биографии, когда он станет одним из инициаторов и основателей Товарищества южнорусских художников. Естественно, в нынешние времена это приводит к тому, что его наследие пытаются присваивать себе отдельные страны, но это предмет совсем другой дискуссии. Выходец из небедной помещичьей семьи (с польскими корнями, как можно догадаться из фамилии), после того как окончил Одесскую Ришельевскую гимназию поступил сначала на... медицинский факультет Московского университета - достаточно неожиданный выбор, вы не находите? Но параллельно он посещал и Училище живописи и ваяния, находящееся в Первопрестольной, как вы помните. С медициной, очевидно, не задалось, потому как в итоге он стал выпускником Юридического факультета университета, одновременно закончив и Училище в 1869 году. На следующий
"Бесприютные", Н.Л. Скадовский, 1870-е. Ростовский музей изобразительных искусств.
"Бесприютные", Н.Л. Скадовский, 1870-е. Ростовский музей изобразительных искусств.

Герой сегодняшней публикации, Николай Львович Скадовский, родился в 1846 году на юге Российской империи, а если точнее - то в Херсонской губернии. Приверженность именно этим местам еще сыграет свою роль в его биографии, когда он станет одним из инициаторов и основателей Товарищества южнорусских художников. Естественно, в нынешние времена это приводит к тому, что его наследие пытаются присваивать себе отдельные страны, но это предмет совсем другой дискуссии.

Выходец из небедной помещичьей семьи (с польскими корнями, как можно догадаться из фамилии), после того как окончил Одесскую Ришельевскую гимназию поступил сначала на... медицинский факультет Московского университета - достаточно неожиданный выбор, вы не находите? Но параллельно он посещал и Училище живописи и ваяния, находящееся в Первопрестольной, как вы помните. С медициной, очевидно, не задалось, потому как в итоге он стал выпускником Юридического факультета университета, одновременно закончив и Училище в 1869 году.

"Охотник", Н.Л. Скадовский, 1879. Третьяковская галерея, Москва.
"Охотник", Н.Л. Скадовский, 1879. Третьяковская галерея, Москва.

На следующий год он уезжает за границу, для обучения в известной Дюссельдорфской академии художеств. Любопытно написано об этом во вступительной статье к выставке работ художника:

Академия не могла дать Скадовскому что-либо в корне новое. В ее системе преподавания царил застой. Здесь развивалось идеализированное, мещанское искусство, во вкусе немецкого юнкерства и крепнущей буржуазии.

По последним словам, читатель, наверное, догадался, что этот очерк - советского периода. Но вернемся к судьбе художника: после обучения в немецкой академии Скадовский путешествует по Европе, в основном посещая итальянские города.

"Трактирный оратор", Н.Л. Скадовский, 1881. Третьяковская галерея, Москва.
"Трактирный оратор", Н.Л. Скадовский, 1881. Третьяковская галерея, Москва.

Вернувшись в родные места (1876 год) художник поселяется в отцовском поместье, а в дальнейшем переезжает в Одессу, где будет участвовать в выставках, в частности на совместной выставке с другим южнорусским художником - Руфином Судковским. В дальнейшем именно в Одессе и будет основано то самое Товарищество южнорусских художников, о котором говорилось в начале статьи.

"Безумный. Сумасшедший актер", Н.Л. Скадовский, 1883. Иркутский художественный музей.
"Безумный. Сумасшедший актер", Н.Л. Скадовский, 1883. Иркутский художественный музей.
80-е годы для Скадовского были периодом большого творческого подъема общественной деятельности и общественного признания. Вдохнув живительного воздуха передового национального искусства, он полностью отходит от влияния Дюссельдорфской школы и создает ряд подлинно живых, идейных и талантливых произведений.

Так об этом периоде расскажет советский художник В.Г. Чуприна. А в статье современника художника будут отмечены основные вехи творчества Скадовского:

Н.Л. в своих произведениях большею частью оставался верным традициям воспитавших его 60 годов и большею частью на его полотнах – то дрогнувшие «бесприютные» ночлежники, то толпа крестьян, растерянно смотрящая на доктора, который собирается «потрошить» мертвое тело, то арестант, прощающийся с матерью на последнем повороте из родного города на „владимирку», то кто-нибудь еще из мира „униженных и оскорбленных».
"По Владимирке", Н.Л. Скадовский, 1891. Третьяковская галерея, Москва.
"По Владимирке", Н.Л. Скадовский, 1891. Третьяковская галерея, Москва.

Может быть, художник был бы более известен ныне, но ранняя смерть в 1892 году не позволила воплотить в жизнь все его задумки. На следующий год в Москве проходила посмертная выставка работ художника, во вступительной статье к которой художественный критик писал:

Смерть застигла Н.Л. довольно неожиданно. Ему было всего 46 лет и он был еще в полном расцвете сил, когда явилась гибельная болезнь, и до последних минут покойного не покидала надежда жить и работать. Даже в последние дни, в светлые промежутки бреда, он думал о своих работах и просил смачивать тряпки, которые покрывали начатую им лепку из глины..
"Перед концертом", Н.Л. Скадовский, 1889. Херсонский областной художественный музей.
"Перед концертом", Н.Л. Скадовский, 1889. Херсонский областной художественный музей.

Спасибо за прочтение, как всегда призываю вас подписываться на канал "История живописи" (и на ТГ-канал тоже), дабы не пропустить новые публикации. И конечно, поставить лайк, если статья понравилась.