Найти в Дзене
Демчог Экспеншн

Психологическая травма — творческий ресурс или проблема

Побывав на спектакле «Закрой глаза и смотри» больше 20-ти раз, начинаешь проводить параллели драматических, а порой трагических судеб легендарных личностей, среди которых было немало творцов. Действительно, добрая часть актеров, композиторов и художников через искусство выражали боль. Психологические травмы в искусстве В творчестве многих писателей герои с похожими проблемами контрапунктом проходят сквозь все творчество, кочуя из одного произведения в другое. Сразу несколько персонажей Достоевского страдают эпилепсией, которая была диагностирована у самого автора, безумие Ван Гога отражается на его полотнах, траур — в маленьком черном платье Коко Шанель, а внутренняя потерянность — в песнях Эми Уайнхаус. Кажется, очевидно, что творить можно только из боли. А значит, полностью здоровых творческих личностей нет и быть не может. Однако, не все так однозначно. Об этом говорят актеры театра «Арлекиниада» и их персонажи из спектакля «Закрой глаза и смотри». Развидеть невозможно Когда мы гото
Оглавление

Побывав на спектакле «Закрой глаза и смотри» больше 20-ти раз, начинаешь проводить параллели драматических, а порой трагических судеб легендарных личностей, среди которых было немало творцов. Действительно, добрая часть актеров, композиторов и художников через искусство выражали боль.

Фото команды Demchog Expansion
Фото команды Demchog Expansion

Психологические травмы в искусстве

В творчестве многих писателей герои с похожими проблемами контрапунктом проходят сквозь все творчество, кочуя из одного произведения в другое. Сразу несколько персонажей Достоевского страдают эпилепсией, которая была диагностирована у самого автора, безумие Ван Гога отражается на его полотнах, траур — в маленьком черном платье Коко Шанель, а внутренняя потерянность — в песнях Эми Уайнхаус.

Кажется, очевидно, что творить можно только из боли. А значит, полностью здоровых творческих личностей нет и быть не может. Однако, не все так однозначно. Об этом говорят актеры театра «Арлекиниада» и их персонажи из спектакля «Закрой глаза и смотри».

Развидеть невозможно

Когда мы готовили документальный фильм о создании театрального проекта «Арлекиниада» «Видеть друг друга большими» тренер и хороший друг театра Татьяна Мужицкая рассказала, как познакомилась с актерами. «Моя коллега сказала, что гениальные актеры должны быть больные, иначе им нечего будет играть. На мой взгляд, очень спорная концепция. Мне не нравится она. Мне кажется, что развидеть какие-то вещи, которые человек когда-то увидел, невозможно, даже если он выздоровеет», — отмечает Татьяна. Именно поэтому, работая с еще тогда начинающими актерами и тренерами «Школы игры», она старалась проработать их психологические травмы. Ведь, как мы выяснили ранее, темная сторона есть у каждого человека.

Фото команды Demchog Expansion
Фото команды Demchog Expansion

Действительно, многие специалисты отмечают, что творчество в каком-то смысле синоним чувственности. Поэтому в деятелях искусства важно не формировать психологические барьеры, а расширять спектр чувств. Ведь существует огромное количество примеров, когда художники изображали события, в которых никогда не участвовали, а писатели описывали исторические ситуации, очевидцами которых не были. Например, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова или «Война и мир» Льва Толстого.

Все дело в том, что благодаря способности остро чувствовать состояние людей, представлять те или иные события, художники и композиторы могут достраивать их в своем сознании или реконструировать.

Творить можно из света

«Творческая потенция расширяет границы дозволенного, позволяя проживать разные роли», — говорит художественный руководитель театра «Арлекиниада» Вадим Демчог. Именно эту способность чувствовать актеры стараются продемонстрировать зрителям на спектакле «Закрой глаза и смотри». Она доступна каждому, необходимо лишь открыться ей.

«Со временем я начала прямо выискивать людей в истории, которые творили не через боль, а через любовь к своему делу. Это мне открыл Эйнштейн. Я поняла, что это максимально лучезарный человек, ребенок до конца своих дней. Работа над этим персонажем показала, что цель жизни - это не драма, а то, что ты оставляешь после себя», — признается актриса театра «Арлекиниада» Александра Грин.

Фото команды Demchog Expansion
Фото команды Demchog Expansion

К слову, актеры отмечают, что с течением времени все драмы действительно кажутся не такими катастрофическими. Немудрено, что с накоплением жизненного опыта мы воспринимаем конфликты и разного рода передряги спокойнее. Но это не значит, что мы не можем воспринимать чужую боль. И для этого не обязательно проживать ее самому, а если даже так случилось, то лелеять ее в душе и не избавляться под предлогом, что творческая личность — личность раненая.