Найти в Дзене
Соккар

Эпизод 7. Дрона и Друпада - друзья или враги?

1. Миф как он есть

В предыдущих эпизодах мы встречались с Дроной — учителем воинских наук при дворе царя Хастинапура Дхритараштры. Знакомы мы уже и с Друпадой — отцом общей жены пандавов Кришной Драупади. Но кто они, каково их происхождение? Пришло время внимательно и подробно рассмотреть этот вопрос.

Жили два друга — брахман Бхарадваджа и царь Пришата. Однажды брахман встретил на берегу Ганги апсару Гхритачи, искупавшуюся в реке. Увидев ее без одежды, отшельник воспылал желанием, у него истекло семя и он поместил его в деревянный сосуд — дрону. В этом сосуде и родился мальчик Дрона — будущий великий воин.

У царя Пришаты тоже родился сын по имени Друпада. Царевич, постоянно приходя в обитель отшельника Бхарадваджи, играл и занимался вместе с Дроной. Они дружили между собой. Когда Пришата умер, царем северных панчалов сделался Друпада.

Когда Дрона подрос, он женился на Крипи, сестре Крипы, жившего при дворе Дхритараштры. У них родился сын Ашваттхаман. Дрона пришел к Раме Джамадагни, чтобы приобрести богатство. Но последний сказал, что все свое богатство он уже раздал брахманам, а Землю отдал Кашьяпе и у него осталось только оружие. И Дрона попросил у него все оружие с тайнами его применения. Благодаря этому, Дрона стал знатоком самого различного оружия. После этого Дрона, явившись к царю панчалов Друпаде, напомнил ему о старой дружбе. Но Друпада забыл о ней.

Адипарва. Глава 122. Шлоки 2 — 3.

«Друпада сказал:

... В мире никогда не наблюдалось вечной дружбы, ибо страсть устраняет ее, а гнев ее расправляет. Не прибегай же к старой дружбе, а приобрети себе новую. У меня была дружба с тобой, основанная на выгоде. Бедный не друг богатому, неученый — ученому; не друг и трус — герою. Зачем же желать прежней дружбы? У кого равное богатство и у кого равная семья — между ними возможна дружба и брак, но не между сытым и голодным. Неученый брахман не друг ученому брахману; воин, не сражающийся на колеснице, — не друг колесничному воину, у царя не может быть союза с не-царем — так зачем же желать прежней дружбы?».

Ничего не сказал разгневанный Дрона и отправился в город, носивший имя слона, к царю Дхритараштре. Здесь Дрона рассказал историю своей прежней жизни. Из его рассказа стало известно, что у Рамы Джамадагни вместе с ним долгое время учился и Друпада. Именно там Друпада обещал поделиться богатством с Дроной после обряда посвящения в цари. В Хастинапуре Дрона несколько лет обучал юных кауравов воинской науке. Но это мы уже знаем из предыдущего эпизода.

Адипарва. Глава 128. Шлоки 1 — 12.

«Вайшампаяна сказал:

Однажды, созвав всех своих учеников, Дрона, о владыка земли, обратился к ним с таким требованием взамен платы, положенной учителю: «Схватите в пылу сражения Друпаду, царя панчалов, и приведите его ко мне! Это и будет для меня высшей наградой».

Кауравы, возглавляемые Дроной, разбили панчалов, и захватили в плен Друпаду-Яджнясену вместе с советниками. Дрона обратился к пленнику с предложением о восстановлении дружбы и разделении царства панчалов: Друпада будет править к югу от Бхагиратхи, а Дрона получит территорию к северу от нее.

С этого времени Друпада стал жить в Маканди, расположенной на берегу Ганги и переполненной народом и в городе Кампилья, а Дрона стал царем северных панчалов со столицей в городе Ахиччхатра.

Царь Друпада скрыл обиду, но позор поражения ни на минуту не оставлял царя панчалов. Он решил обратиться за помощью к брахманам. Долго он странствовал по лесам, пока не нашел готовых оказать ему помощь в одной лесной обители.

Адипарва. Глава 155. Шлоки 1 ― 13.

«Брахман сказал:

... Не лишенный великой участи, тот сын Пришаты, увидел там двух брахманов-мудрецов — Яджу и Упаяджу, суровых в обете, смиренных, достигших наивысшей ступени (подвижничества). Оба они происходили из рода Кашьяпы и были погружены в изучение самхит. Оба эти брахмана, наилучшие из риши, были способны оказать ему помощь. И неутомимый он со всей страстностью стал убеждать их. Подумав о силе и разуме обоих, он наедине прибег тогда к младшему (из них) Упаядже, твердому в обетах...».

Друпада просил их, чтобы у него появился сын, который поможет ему отомстить Дроне. После длительного и трудного жертвоприношения брахманы позвали жену Друпады и объявили ей, что у нее зародилась двойня. Царица сказала, что она еще не готова для получения сына. Яджа произнес, что это не имеет значения, так как обряд уже совершен.

На жертвенный огонь пролили масло и из пламени поднялся юноша огненного цвета, с мечом и стрелами. Невидимый дух, витающий в небе, сказал, что юноша родился для сокрушения Дроны.

Но отшельники не прекратили жертвоприношение.

Адипарва. Глава 155. Шлоки 37 — 46.

«Брахман сказал:

... Затем восстала из середины алтаря девушка Панчали, одаренная счастливой долей, с прекрасным телом, с талией, как середина алтаря, и очаровательная. Смуглая (телом), с глазами ка лепестки лотоса, с темносиними кудрявыми волосами, это была сама красавица из бессмертных, принявшая человеческий облик».

Невидимый голос с небес произнес, что эта женщина вызовет гибель кшатриев. Панчалы радостно приветствовали обоих. Жена Друпады предложила брахманам, чтобы они оба не знали другой матери, кроме нее. Дваждырожденные дали им имена: юноша стал называться Дхрштадьюмной, а девушка — Кришной, потому что она была смуглой.

Адипарва. Глава 155. Шлоки 47 — 52.

«Брахман сказал:

... Так родилась та двойня при великом жертвоприношении Друпады. А величественный сын Бхарадваджи привел Дхриштадьюмну, царевича Панчалы, в свое жилище и обучил его искусству владеть оружием. Думая о грядущей неизбежной судьбе, великомудрый Дрона сделал то ради увековечения своей собственной славы».

2. Где в мифе история.

На поле Куру на стороне пандавов сражаются семь акшаухини войск, из них три акшаухини — ядро всего войска — представлены панчалами: Друпадой, Дхриштадьюмной и Шикхандином. Причем Дхриштадьюмна, приемный сын Друпады, является верховным военачальником. Это показывает, что с военной точки зрения война шла в основном между Куру и Панчалой. Следует обратить внимание и на то, что ни один из братьев пандавов не возглавляет акшаухини. Этот факт наглядно демонстрирует уровень тактического и стратегического мастерства каждого из них, их действительный статус в коалиции, возглавляемой панчалами. Формально начало конфликта было положено ссорой между Друпадой и Дроной, которого поддержали кауравы. Центральный вопрос: как ссора двух друзей детства привела к войне? Чем принципиально отличались друг от друга Дрона и Друпада? И вытекающий из этого второй вопрос: а не была ли все-таки ссора поводом, а не причиной? Разберемся.

На поле Куру Дрона сначала командует одним акшаухини, а затем, после гибели предводителя кауравов Бхишмы становится главнокомандующим. На протяжении первых пяти книг Махабхараты Дрона говорит всегда в пользу пандавов (как и Бхишма). Исходя из этого, странным было бы доверить ему управление войсками. Но после начала войны Дрона на деле становится верным и надежным полководцем кауравов и погибает как воин, сражаясь против пандавов (на самом деле объединенного войска панчалов, чеди, магадхов, матсьев). Слова человека обычно подкрепляются его делами, а в противном случае или человек меняет позицию, или его заставили это сделать, или он никогда не произносил подобных слов, а их ему приписали авторы Махабхараты, так как авторитет Дроны несомненен в глазах воинов обеих противоборствующих сторон.

Могут ли быть причинами войны любовь к женщине или разрыв дружеских отношений? Попробуем разобраться в этой проблеме.

С рождением Друпады нет никаких проблем, а вот с Дроной все не так просто. Апсара, брахман, деревянный сосуд — все слишком чудесно и неопределенно. Но, возможно, в появлении на свет Дроны следует видеть намек на незаконное рождение, а в апсаре Гхритачи — дочь какого-то отшельника, и тогда брахман Бхарадваджа — его приемный отец. Но кто же настоящий отец Дроны?

Тот факт, что юный Друпада приходил к мальчику Дроне играть и заниматься, говорит, что у них были общие интересы. Так с детских лет между Дроной и Друпадой установились дружеские отношения. Вот только в основе их, по мнению Друпады, была выгода. Что для детей является нонсенсом.

Следующий этап в жизни Дроны и Друпады — это их совместная учеба воинскому искусству у Рамы Джамадагни. Довольно странное дело, что многие герои будущих сражений учились у Рамы Джамадагни: и Дрона, и Друпада, и Карна. А сам Рама участие в битве пандавов и кауравов не принимает. Но, может быть, на этот момент Рама уже находится в преклонном возрасте. Если принять во внимание тот факт, что Дрона приходил к Раме не ради учебы, а ради богатства, то картина может быть несколько иной. Предположим, Рама Джамадагни участвовал в какой-то войне и ему нужны были наемники. Вот только Дрона опоздал и Рама Джамадагни сказал ему, что все богатство, награбленное в ходе этой войны, он уже раздал.

В это время юный Друпада, тоже находившийся у Рамы Джамадагни, пообещал Дроне, что он поделится с ним богатством, когда станет царем. Очевидно, что Дрона незаконнорожденный, а Друпада — официальный наследник царя Пришаты. Дрона попадает к Раме Джамадагни, чтобы заработать деньги, а Друпада — чтобы получить военный опыт.

Спустя какое-то время, Пришата умер и Друпада стал царем. Дрона напомнил Друпаде о его обещании, но последний отказался от своих слов.

Мы не можем согласиться с Друпадой — дружбы, основанной на выгоде, не бывает. Социальное неравенство, различие в возрасте, богатстве, учености не являются препятствиями для дружбы. Дружба чаще всего основана на общности интересов. Очевидно, разрыв отношений между Дроной и Друпадой объясняется не нежеланием поддерживать дружеские отношения (их не было), а нежеланием поделиться богатством. Наступит момент, и Друпада сам откажется от своих надуманных принципов, которым он предлагает следовать Дроне: царь заключит союз с брахманами и выдаст свою дочь за самозванцев.

Требование Дроны поделиться богатством основывалось, по всей видимости, на завещании отца Друпады и ...Дроны. Чудесное рождение Дроны говорит как раз о том, что брахман Бхарадваджа не имеет никакого отношения к рождению Дроны, а был его приемным отцом. Слов «Дрона» и «Друпада», которые можно перевести как «деревянная бочка» и «деревянная колонна» соответственно, как бы дополняют друг друга, образуют смысловую пару, происходят от одного корня: «dru» ― «дерево», «деревянная посуда». Очень прозрачный намек на общее происхождение. Таким образом, можно предположить, что Дрона и Друпада — братья по отцу, но имеют разных матерей. Отсюда становится понятной и причина конфликта. Их общий настоящий отец, умирая, завещал царство Друпаде, но с условием, что тот поделится богатством со своим братом Дроной. Но почему их «дружба» могла быть выгодна Друпаде? Возможно, что так считал отец и зафиксировал свое мнение в завещании.

Дрона с юных лет уже проявлял выдающиеся способности в военном деле и в дальнейшем стал известным полководцем. Их отец, зная об этих способностях Дроны, полагал, что Дрона в дальнейшем может стать полководцем Друпады. Но для этого надо было поделиться наследством, а Друпада был скуп и делиться не пожелал.

Лишенный наследства Дрона оказался без средств существования. Он нанялся учителем воинских наук к соседнему махарадже племени Куру Дхритараштре. Прошло какое-то время. Дрона добился расположения царя кауравов. Несомненно, панчалиец пользуется поддержкой части знатных людей как племени Куру, так и Панчалы. Дрона нападает на Друпаду с ведома и при прямой военной помощи царя Дхритараштры. Воины-кауравы сражаются под началом Карны. Последний также был учеником Рамы Джамадагни. К чему сводились уроки Рамы? Видимо, это были последние крупные военные действия, которые внесли нечто новое в военную тактику того времени. О самом Раме мы поговорим позже, а его опыт включал в себя, скорее всего, тактическую триаду: неожиданное нападение — молниеносная война — почетный мир. Война с Друпадой была скоротечной и с небольшими потерями. Царя Панчалы удалось захватить в плен. Вероятно, среди северных панчалов были влиятельные люди, сочувствующие Дроне. Дождавшись ситуации, когда Друпада находился к северу от Бхагиратхи, панчалы, верные Дроне, захватили Друпаду в плен. Не исключено, что помощь им оказывали северные кауравы, возглавляемые Сомадаттой — родственником Дхритараштры. Мир был продиктован победителями. Друпаде ничего не оставалось, как согласиться на условия Дроны.

Почему на войну с Друпадой решился Дхритараштра? То ли это было вызвано желанием ослабить соседа, то ли желанием приобрести в лице Дроны верного союзника, то ли идеологическими причинами. А, вероятно, всеми этими причинами вместе взятыми. Почему Дрона большую часть времени находится в Хастинапуре? Столица северных панчалов Ахиччхатра расположена на северном берегу Бхагиратхи напротив Хастинапура. По сути дела Дрона становится либо вассалом Дхритараштры, либо был его единомышленником. К востоку от его царства, в предгорьях Гималаев, находятся владения северных кауравов — царство Бахлики и Сомадатты. Именно поэтому в Хастинапуре часто обитают сын Бахлики Сомадатта и его внуки — Бхури, Шала и Бхуришравас.

Друпада решает отомстить Дроне и для этого обращается не к царям, а к брахманам. Он не может найти понимание своей позиции у соседей. Это показывает, что окружающие цари проводят политику, отличную от него. И наоборот, политика Друпады близка и понятна брахманам. Следовательно, конфликт между Дроной и Друпадой был мировоззренческим, а спор из-за богатства был лишь поводом к конфликту.

Желание Друпады отомстить велико, но возможности это сделать слабы. Друпада ругает сыновей и родственников за неспособность отомстить. Есть шлоки, в которых сказано, что у него нет сыновей, способных отомстить, есть шлоки, в которых сказано, что у него вообще нет сыновей! Судя по всему, и самые ближайшие родственники не поддерживают его. Он обращается за помощью не к царям, а к брахманам! Это принципиально важно!

Он ищет брахманов из рода Кашьяпы. Друпада знает, что не каждый брахман может ему помочь. Кашьяпа — в дальнейшем мы будем много о нем говорить — один из главных персонажей Махабхараты, находящийся в центре большинства конфликтов. Весь ход событий убедит нас в том, что Друпада желает не сына (у него их десять), а ищет способ отомстить кауравам любой ценой.

Речь идет о союзе Друпады и брахманов. Огромная масса брахманов не однородна по своей структуре. Как нам предстоит убедиться в будущем, речь идет не о двух брахманах (Яджи и Упаяджи), а о целой брахманской организации.

Формально Друпада просит у брахманов сына, а получает не только сына, но и еще дочь в придачу. Следовательно, мудрецы надеются ее каким-то образом использовать. Отшельники дают ему дочь, не спрашивая у него, согласен ли он на такой своеобразный довесок. Скорее всего, мудрецы точно знают, что ради мести Друпада согласится на их условия. Почему именно дочь? Потому что, план сваямвары уже составлен. В соответствии с ним пятеро пандавов женятся на одной женщине — Кришне Драупади. Она приставлена к братьям, чтобы следить за ними, наставлять их, не давать действовать самостоятельно. Ударная пятерка, состоящая из братьев пандавов, должна исполнять все инструкции брахманской организации. Примерно такая же роль отведена и Дхриштадьюмне при дворе царя Панчалы. Таким образом, задумавшие всю комбинацию получили два важнейших инструмента для проведения политики, отвечающей интересам брахманов.

Отшельники Яджи и Упаяджи более нам не встретятся, как будто их никогда и не существовало. Не были ли они только прикрытием для других людей, попытавшихся действовать от имени Кашьяпы? Но рядом с пандавами и Драупади почти всегда рядом находится рыжий мудрец Вьяса. Очевидно, что Кришна Двайпаяна и является либо автором, либо ответственным исполнителем всей комбинации. Он или хорошо знает настоящих родителей Дхриштадьюмны и Драупади, или, скорее всего, сам является отцом их. Стоит обратить внимание на их имена: Драупади зовут Кришна, точно так же как и Вьясу. А при возникновении из пламени Дхриштадьюмны подчеркивается, что он был огненного цвета. Не относился ли юный царевич к ордену рыжих? В Адипарве, в главе 189, в шлоках 41 — 46 Вьяса говорит, что Драупади дочь брахмана. Мужей для Драупади находит именно Вьяса, а кто же ищет мужа для женщины, как не ее отец?!

Дхриштадьюмна, если и учился у Дроны, то только до усыновления Друпадой, ведь невозможно даже предположить, что Дрона будет обучать сына своего врага. Не стал бы Дрона учить воинскому делу и своего потенциального убийцу.

  Никто не знает будущего, и минуту своего ухода из этого мира, и причину собственной смерти. Возможно, это приносит нам больше счастливых мгновений в жизни.