Найти тему
Спорт РИА Новости

"Преданная революция": в чем Щербакова влиятельнее Трусовой?

   Анна Щербакова и Александра Трусова© Иллюстрация РИА Новости . РИА Новости / Александр Вильф / Григорий Сысоев
Анна Щербакова и Александра Трусова© Иллюстрация РИА Новости . РИА Новости / Александр Вильф / Григорий Сысоев

Влад Жуков

Олимпийские игры 2022 года подвели черту под революционным четырехлетним циклом в женском одиночном фигурном катании. Новаторами принято считать Александру Трусову и Анну Щербакову. "Русская ракета" с юниорских лет удивляла техникой и попадала в Книгу рекордов Гиннесса как первый исполнитель сложнейших прыжков.

Одновременно Александра делала главное — побеждала. Трусова казалась настолько неодолимой, что задолго до Олимпиады букмекеры принимали ставки на ее победу.

На тот момент насыщение программы четверными прыжками и тройными акселями удивляло. Возникали резонные вопросы. Куда движется женское одиночное катание? Как в нем будут побеждать годы спустя? На каких элементах нужно сосредоточить внимание? Где расставить приоритеты?

"Крути ультра-си или проиграешь" – лозунг мирового фигурного катания в предыдущие четыре года. Данный тренд лучше всего описывает настроения болельщиков и спортсменов. Все бросились осваивать четверные с акселями, включая юниоров. А ведь им тренировки и обучение даются легче. Взрослые фигуристы отчаянно пытались оставаться в "теме" и не остаться в тени "русских попрыгушек".

К успеху пришли немногие. И все же внедрение ультра-си в программы девушек набрало обороты. Факт того, что фигуристки смогли стабильно исполнять казавшиеся ранее невыполнимыми элементы, делал революцию оправданной и совершенной.

Трусову можно считать творцом явления почти на 100%. Александра первая возвела культ четверных в абсолют. Фигуристка чуть ли не прямо говорила о симпатиях к прыжкам, продолжая побеждать и увеличивать арсенал квадов. В какой-то момент стало казаться, что спортсменке покорится четверной аксель.

Вскоре Саша начала пробовать исполнение тройного акселя. Трусова пыталась довести техническую сложность программ едва ли не до максимально возможной. Однако еще в дебютном взрослом сезоне столкнулась с жестокой реальностью: цена ошибки в перенасыщенных программах слишком высока. На всех главных стартах Александра оказалась за спинами подруг по группе Тутберидзе — Алены Косторной и Анны Щербаковой.

Со временем Трусова попала в собственную ловушку. Заявляла больше ультра-си, понимая высокие риски оступиться. Однако выбора у "Русской ракеты" уже не было.

Так и появились мысли о знаменитой "пятиквадке", усложненной тройным акселем в короткой программе. Трусова отрабатывала элемент около трех лет. На контрольных прокатах олимпийского сезона показалось, что она подобралась максимально близко. Однако фигуристка снова заняла вторые-третьи места во всех турнирах.

Поражение пиковой Камиле Валиевой можно оправдать чуть большим талантом по совокупности техники и первых в мире компонентов. А вот проигрыш Щербаковой на Олимпиаде смотрелся, как по Троцкому, преданной революцией. Два четверных у Анны против попытки шести ультра-си у Александры. Болельщики и даже некоторые спортсмены с тренерами недоумевали, как у судей сложился результат в пользу первой.

Хотя подобное читалось задолго до пекинской произвольной программы. И речь не про заговоры и подсуживание в чью-то пользу. Роль сыграли тенденции, которые складывались в Международном союзе конькобежцев (ISU). За месяц до отлета на Олимпиаду тренер Сергей Давыдов предсказал, какой новый тренд охватит фигурное катание.

"То, что будут такие фигуристки, которые и после 17 лет смогут с одним-двумя четверными катать произвольную, — сто процентов. Вот три-четыре — уже физически крайне сложно. Конечно, будут исключения. Но вообще, четверные в женской одиночке останутся даже с ужесточением (возрастного) ценза — мне кажется, просто их количество сократится. Как раз до одного-двух в произвольной", — заявил Давыдов "Матч ТВ".

Именно с таким набором и выиграла Анна. С ним же она прошла всю карьеру. Итог: три чемпионства России, звание чемпионки мира и Олимпийских игр. Причем в Пекине Щербаковой и Трусовой было по 17 лет.

Рациональный подход к техническому усложнению можно назвать, пожалуй, главным уроком прошедшего олимпийского цикла. Можно сделать вывод, что главным творцом и бенефициаром революции стала именно Щербакова. В пиковые годы Александры журналисты считали долгом спросить у любой фигуристки с несколькими ультра-си, хотели бы они прокатать программу с пятью четверными. И почти всегда ответ был одним и тем же: "Да, конечно, но…"

И в этом "но" - вся суть предыдущих четырех лет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.