99,5K подписчиков

Операция «Проект Альфа»: Как румынский летчик в 1953 году угнал перспективный советский истребитель Як-23 для США

1,7K прочитали

В середине 90-х годов ВВС США сняли гриф «секретно» с части информации об испытаниях советского реактивного истребителя Як-23 на американской военной базе Райт-Паттерсон в 1953 г.

Истребитель ЯК-23
Истребитель ЯК-23

Упоминалась в рассекреченных материалах и операция «Проект Альфа», разработанная сотрудниками Центрального разведывательного управления (ЦРУ). Как водится, пресса тут же ухватилась за сенсацию и даже нашла людей, готовых рассказать о происшедшем во всех подробностях. А вот официальной информации от ЦРУ по данному вопросу никто получить не смог. В итоге на свет появилась занимательная история о разработанной и успешно проведённой операции западных спецслужб.

Согласно журналистской версии, американские военные пристально следили за разработками советской реактивной авиатехники. Особенно интересовала их модель, разработанная в ОКБ Яковлева – Як-23.
Сотрудники ЦРУ разумно предположили, что выкрасть военный самолёт непосредственно с территории Советского Союза будет крайн проблематично. Однако на их счастье, именно Як-23 Советы поставляли вооружённым силам своих союзников в Восточной Европе – Польше, Чехословакии, Румынии и Болгарии. С этого момента и начался кропотливый поиск потенциальных перебежчиков из военных лётчиков стран Варшавского договора (военного союза стран социалистического лагеря, созданного в противовес НАТО).
Учитывая, что установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы нравилось далеко не всем, перебежчик нашёлся быстро. Им оказался румынский лётчик Михай Дьякоану. Чем конкретно сотрудники ЦРУ «подкупили» румына – осталось загадкой. Однако 24 июня 1953 г. во время штатного патрулирования воздушного пространства товарищ Дьякоану самовольно изменил полётное задание и приземлился на военном аэродроме соседней Югославии.

ЯК-23 с опознавательными знаками ВВС США
ЯК-23 с опознавательными знаками ВВС США

Надо сказать, что на тот момент, хоть и считающийся коммунистом Иосип Броз Тито (лидер Югославии с 1945 по 1980 гг.), с Советским Союзом не дружил, зато активно пытался наладить связи с США. Именно поэтому югославская сторона на определённых условиях согласилась принять у себя перебежчика, а угнанный самолёт передать американцам. В итоге Як-23 был разобран и 10 октября 1953 г. отправлен транспортным самолётом С-124 в Соединённые Штаты, где уже 4 ноября совершил первый испытательный полёт. Happy end!
Нестыковки в рассказанной журналистами истории обнаружились сразу. Во-первых, достоверно известно, что американскую разведку в начале 50-х годов больше интересовала другая советская разработка – реактивный истребитель МиГ-15, который прекрасно показывал себя в ходе Корейской войны (1950–1953). Во-вторых, возникал очевидный вопрос: почему так нужный военным самолёт четыре месяца оставался на территории Югославии?
Проясняться кое-что стало в 2004 году, когда в июньском номере журнала Air Force (выпускается под эгидой ВВС США) был опубликован ещё один материал о переброске советского истребителя Як-23 на базу Райт-Паттерсон и о его полётных испытаниях. Тогда-то и выяснилось, что операция «Проект Альфа» в 1953 году действительно проводилась, а разрабатывали её действительно сотрудники ЦРУ. Только касалась она не угона самолёта потенциального противника на территорию дружественной Штатам страны, а лишь его транспортировки через океан.

Иосип Броз Тито осматривает ЯК-23
Иосип Броз Тито осматривает ЯК-23

Как же и зачем Як-23 оказался в Югославии? Угнал его и в самом деле румынский лётчик. Однако маловероятно, что он это делал по заданию американских спецслужб. Впрочем, мотивы его и по сей день остаются неизвестными. В любом случае югославской стороне неожиданный «подарок» понравился, и лётчику было предоставлено политическое убежище. По некоторой информации он спокойно проживал в Белграде вплоть до распада Югославии.
Что касается советского Яка, то он был передан в «Ваздухопловни опитни центар», где югославские специалисты досконально его изучили, а три лётчика-испытателя совершили на нём два десятка вылетов, проведя в небе суммарно около 10 часов. И только тогда о наличии советского истребителя в Югославии прознали американцы. Не воспользоваться ситуацией они не смогли, и попросили дружественную державу отдать самолёт им. Югославы согласились, но в обмен на поставку боевых самолетов F-84 и F-86, а также учебно-тренировочных Т-33.
Что касается реакции СССР на потерю боевой машины, то она была… никакой. Во-первых, в Союзе посчитали, что это дело румынских властей. Во-вторых, Як-23 был далеко не перспективной разработкой, а всего лишь переходной моделью от поршневых самолётов к реактивным. Собственно именно поэтому было выпущено всего 310 таких машин. Причём большая часть из них была поставлена на вооружение в странах Восточной Европы.