"Пиранья" (бюджет – 600 000 долларов), снятая по инициативе Роджера Кормана как подражание суперхитовым "Челюстям", а также ее сиквел, "Пираньи 2", оказались отправными точками для двух известных киношных карьер: Джо Данте (он снял "Пиранью") и Джеймса Камерона ("Пиранья 2")
Кинокомпания "Юниверсал" намеревалась подать в суд на "Пиранью" за плагиат, но Спилберг, автор "Челюстей", посмотрел обвиняемую картину и признал ее чрезвычайно годной. "Не надо, мужики, трогать "Пиранью", – сказал он. Слова режиссера, который принес "Юниверсалу" немыслимые барыши, перевесили алчность кинобоссов и взывающее об отмщении их чувство справедливости.
Справедливости ради следует сказать, что начало фильма копирует начало "Челюстей" чуть ли не дословно; содрана из "Челюстей" и ключевая драматическая сцена, в которой купальщики становятся жертвами смертельно опасных рыб по вине жадных властей.
Ну и, конечно, оба фильма сделаны в жанре "natural horror" – т.е., герои фильма испытывают жесткий прессинг со стороны кровожадной природы. Впрочем, в данном случае мы имеем дело, скорее, с "eco-horror", поскольку наши пираньи являются делом рук человеческих, продуктом генной инженерии.
Но в "Пиранье" все-таки есть кое-что, не позволяющее провести знак равенства с "Челюстями".
Дело в том, что Данте – прирожденный юморист, тогда как Спилберг – реалист (реалист с большой фантазией, но все-таки реалист). "Пиранью" невозможно воспринимать серьезно.
Самое классное в этом фильме – две вещи. Во-первых, звук, который издают пираньи… – какой-то детский, мультипликационный, потешный, его даже хочется записать на телефон и слушать, слушать, слушать. Пираньи атакуют с гулким птичьим чириканьем: "тури-тури-тури-тури".
Вторая вещь, которая совершенно обезоруживает, происходит, когда главные герои прибывают на заброшенную военную базу, где разводили пираний.
Люди шарятся по пустым комнатам и не замечают, что за ними бродит на двух лапах какая-то маленькая, живая, очень смешная фигня. Люди так ее и не обнаружат... А потом эта интригующая недотыкомка вообще ни разу не появится в кадре! Подобный нюанс выводит "Пиранью" за рамки традиционного голливудского фильма, в котором каждое ружье, повешенное на стену, рано или поздно обязано выстрелить. В "Пиранье" же самая странная тварь так и останется странной, непознанной и неведомой. То есть, фильм делает довольно отчетливый шаг в сторону сюра.
Через шесть лет на студии Спилберга "Эмблин энтертейнмент" Джо Данте снимет свой главный хит – фильм "Гремлины", в котором каждый кадр будет наполнен подобным "присутствием". А исполнительным продюсером фильма выступит Стивен Спилберг.
Оценка: 7,0 из 10.
Режиссер: Джо Данте
Сценарий: Джон Сейлз,
Оператор: Джейми Андерсон,
Композитор: Пино Донаджо.
В главных ролях: Брэдфорд Диллман, Хезер Мензес.
В ролях: Кевин МакКарти, Кинен Уинн, Дик Миллер, Барбара Стил.
Интересные факты о фильме:
- Фильм был снят за 30 дней. Бюджет составил 660 000 долларов. 50 000 стоили спецэффекты, 10 000 — музыка.
- Сценарист Джон Сейлс использовал прибыль, полученную от фильма (который стал для него дебютным), для финансирования своих собственных режиссерских проектов.
Читайте также на моем канале: