Если речь заходит об эксцентричных французских певцах, первым на ум приходит Серж Генсбур. Но во Франции был (и есть!) ещё один джентльмен, не менее талантливый, дерзкий и склонный к эпатажу. Это Мишель Польнарефф, которому сегодня исполнилось 79 лет.
Чёрные очки, модные брюки, провокации — лишь некоторые составляющие имиджа Мишеля Польнареффа. В сочетании с ярким вокалом, природной музыкальностью и способностью к написанию песен это работало безотказно!
Фамилия не обманывает: в предках Мишеля Польнареффа — выходцы из России. Его отец-музыкант еврейского происхождения перебрался из Одессы в Париж, где писал музыку для Эдит Пиаф. Мишель родился в 1944 году в коммуне Нерак на юго-западе Франции. В 11-летнем возрасте мальчик получил первую премию за сольфеджио в Парижской консерватории.
Но в воздухе явно витали иные вибрации. Будущее сын эмигранта связал не с филармоническими залами, а с рок-н-роллом. Юный Мишель Польнарефф с гитарой на плече отправился покорять Париж, начав с концертов на столичных бульварах и на террасах кафе.
Талант молодого битника был замечен боссом радио «Europe 1» Люсьеном Моррисом. Хит «La Poupee Qui Fait Non», отлично показавший себя не только во Франции, но и в Германии, Испании и Великобритании, был записан в Лондоне в 1966 году при участии сессионных музыкантов Джимми Пейджа и Джона Пола Джонса.
За несколько лет непокорный хиппарь с пышной шевелюрой превратился в звезду европейского масштаба. Его песни становились хитами, он с успехом гастролировал, писал музыку для кино и периодически эпатировал публику экстравагантными жестами и яркими костюмами. Однажды он выступил в футболке с оригинальным принтом: серпом и молотом в расцветке американского флага.
При этом чрезмерное внимание прессы и постоянная критика со стороны консервативного общества доводили звезду до приступов депрессии и даже госпитализации. И мало кто знал, что пижонские тёмные очки в белой оправе Мишель начал носить вынужденно из-за проблем со зрением, которые со временем лишь усугублялись.
На пике карьеры Мишеля Польнареффа сложилось катастрофическое стечение обстоятельств, когда возвращения из турне его менеджер сбежал с деньгами, оставив певца на мели и усугубив тяжёлую депрессию из-за недавнего самоубийства Люсьена Морриса. Из-за громадных долгов и обвинений в неуплате налогов Мишель Польнарефф был вынужден купить билет на теплоход — и эмигрировать в Соединённые Штаты.
Настали тёмные времена, когда начинать приходилось фактически с нуля. Но Мишель Польнарёфф не сдался и продолжил записываться, а также занялся своим здоровьем. Он выпустил в США хит «Jesus for Tonight», написал музыку к фильму «Губная помада» (1976). Хотя успехи были уже не таким громкими, на родине певца не забывали и с нетерпением ждали назад. Но выступить пока он мог только в Бельгии.
О родной стране добровольный изгнанник тоже не забывал. В Америке он написал пронзительное посвящение «Письмо к Франции»: «С тех пор, как я вдали от тебя, я вдали от себя. Да, иногда я скучаю по тебе. Даже если я не говорю о тебе, тихо о тебе думаю».
К счастью, у этой истории счастливый финал. Проблемы с налогами были улажены. В 1989 году Мишель Польнарефф вернулся во Францию и записал несколько хитовых альбомов, продолжив карьеру практически с того же места, на котором он остановился в середине 1970-х. Альбом «Kama Sutra» получил признание критиков в родной стране. Отыграв ряд триумфальных концертов во Франции и США, в 1996 году Мишель снова на время ушёл в тень.
В нулевые певец впервые за 34 года отыграл несколько концертов в Париже, билеты на которые были сметены за считанные часы. В День взятия Бастилии 14 июля 2007 года Мишель Польнарефф выступил на Марсовом поле у подножья Эйфелевой башни по просьбе Николя Саркози.
После многих лет непонимания Франция вновь расстелила перед звездой красную ковровую дорожку. Его концерты и фестивальные выступления проходят на ура. После гастролей Мишель Польнарефф возвращается к тихой жизнью вдали от посторонних глаз, получая гонорары за продажи своих пластинок.
Спасибо, что дочитали и дослушали!