Найти тему

Глава 4. Ребенок от года до трех лет. Это нужно знать!

Смотри же мама, я расту,

Мне твое нужно одобрение!

Не надо крика попусту,

А помоги сделать печенье!

Картинка - семья, из открытых источников.
Картинка - семья, из открытых источников.

В жизни ребенка и его родителей наступает новый период. Это период от года до трех лет, период познавания мира и понимания, как в нем все устроено.

Родители не успели оглянуться, как прошел целый год с момента рождения малыша. Было весело отпраздновано первый день рождения, за окном успели смениться четыре времени года, каждый из которых был с удивлением встречен малышом.

Но теперь пришла пора удивляться родителям. Ребенок растет и прибавляет в весе. Меняются черты лица, с рождения он был похож на папу, а теперь все больше проступают мамины черты. Малыш уже достаточно хорошо научился ходить и даже пытается бегать. Его интерес не знает придела. Сейчас он пытается понять для чего в стене две дырочки. А через минуту, пытается забраться на кресло, чтобы с него дотянуться к красивому подсвечнику, стоящему на столе. Старательно разбирает и собирает игрушки, но в большинстве случаев, конечно, ломает, чтобы понять, как они устроены. Любит гулять, ведь на улице так много всего интересного, то листочек упал, то кошечка пробежала.

Речь ребенка также пополняется новыми словами и звуками, которые он слышит от родителей и других взрослых.

Влияние родителей в этом возрасте на ребенка бесспорно, можно сказать даже больше, он фундаментально. Правильно заложенный фундамент родительских отношений, покажет каким самостоятельным, основательным и успешным станет ребенок в будущем.

В чем же заключает влияние родителей? В первую очередь в передаче своей манеры поведения и общения. Если родители спокойные и рассудительные, уделяющие ребенку достаточно много времени, то ребенок будет уравновешенным, способным и быстро развивающимся. Если родители не умеют «сидеть на месте», спокойно общаться, проявляют чрезмерную нервозность, мало проводят времени с ребенком, то и малыш будет неусидчивым, постоянно отвлекаться от различных занятий, старающийся привлечь внимание родителей к себе. Привлечение внимания может быть выражено разными способами, например, малыш подбегает к маме ударяет и с криком убегает. Таких детей часто называют чрезмерно подвижными.

Что важно для развития ребенка в этом периоде?

Для развития умственных действий и моторики рук ребенку необходимы различные игрушки. Хорошо, если это будут пирамидки, которые можно собрать и разобрать, крупные кубики конструкторы, матрешки. Так же малышу понравятся любые развивающие игрушки, которые можно трансформировать, ну или сломать, без этого все равно не обойтись.

Ребенок нуждается не только в игрушках, но и в играх с родителями, разнообразию таким играм нет придела. Взрослые могут сами присоединяться к играющему ребенку и тем самым стимулировать его игровую деятельность, а могут предложить новую игру.

Ближе к трем годам ребенок начинает осознавать себя как личность и, постепенно, проявляет интерес к помощи маме или папе. Например, мама готовит кушать, ребенку интересно поучаствовать в этом процессе. Если мама сильно занята и не может вместе с ребенком поучаствовать в приготовлении, то это не повод отправлять его поиграть к папе. Таким поступком, будет проводиться ограничение самостоятельности малыша. Наиболее целесообразно поручить ребенку задание по кухне, с которым он один справится без помощи мамы. По окончанию проделанной работы обязательно выразить благодарность, сказав, что его помощь была очень полезна.

Круг деятельности ребенка сильно ограничен, и, это касается как помощи в быту, так и в игровой деятельности. Самостоятельно малыш должен выполнять только то, с чем справляется сам, без помощи родителей. А вот с помощью родителей он может делать и то, что не доступно для него сегодня, но уже завтра станет доступным для выполнения самому. Такой прогресс предметной деятельности Лев Семенович Выготский назвал зоной ближайшего развития ребенка.

Когда малыш стал делать уверенные шаги, произносить первые слова в дело вступает воспитательный процесс. Активность ребенка набирает обороты, везде так много интересных и в то же время опасных вещей. Застраховаться от взаимодействия ребенка и предметов, особенно опасных, на сто процентов невозможно. Поэтому многие родители, чтобы избежать нежелательных контактов используют резкие выражения, часто перерастающие в крик «не трогай это!», «уйди оттуда...!», «не лезь сюда!». Ребенок не может понять, почему ему запрещают делать, так как хочется. Для него еще не существует понятие опасность. Малыша тянет к познаниям, почти любой опыт необходимо получать самостоятельно. Запреты родителей, во-первых, заставляют ребенка нервничать, а во вторых делают более привлекательным все запретное. И поверьте, пусть он лучше сделает что-то «недозволительное» при родителях, чем без них. Естественно, речь не идет о вещах или действиях, способных повлиять на здоровье, или создать угрозу для жизни ребенка. В таких случаях компромиссов быть не может. В любом случае, если происходит запрет на что-либо, то необходимо в максимально доступной, для ребенка, форме объяснить, с чем он связан и почему. Это же правило будет действовать и в более позднем возрасте.

Бывает, что ребенок может добиваться желаемого в общественных местах, тогда краснеть приходится родителям. Способы добиваться своего, могут быть очень разнообразными, от намокших глаз до приступов истерики. Такое поведение может быть связано как с обидой, так и с демонстративным поведением и привлечением внимания.

Например, родители увели ребенка от витрины, на которой стоит понравившаяся ему игрушка, и заметили слезы на его глазах, ни в коем случае нельзя оставлять этого без внимания. Если нет возможности приобрести игрушку сейчас, нужно сказать ребенку, что игрушка дождется его возвращения через несколько дней и будет куплена. Либо предложить приобрести что-нибудь альтернативное.

Случаи с демонстративным поведением тоже не редки, так например, ребенку не понравилось, что гуляя в парке, ему не купили мороженное, он сел на землю и начал громко кричать. Родители не купили мороженное, по причине недавней простуды ребенка, но как быть теперь, когда он требует. Не нужно кричать и хватать ребенка, а нужно сказать «мне стыдно за такое поведение, видишь, все люди на нас смотрят», отойти и присесть на скамейку. Ребенок успокоится и сам подойдет к родителям.

Возраст от двух до трех лет, это еще и время наступления более глубокой социализации. В роли учреждения социализации здесь выступает детский сад.

Вхождение в это новое общество, ребенком, может быть воспринято по-разному. Многое зависит от умения малыша находить новые контакты и дружиться. Бесспорно, что хороший детский сад является средой, где развитие ребенка проходит более интенсивно и полно. Ведь там работает персонал, который посветил себя работе с детьми, и их деятельность направлена на наиболее благоприятное развитие ребенка.

Отсутствие детского сада в жизни ребенка возможно, если в семье имеется не менее трех детей примерно равного возраста. В таком случае, мама будет заменять воспитателя, а дети осуществлять между собой социальное взаимодействие. Без такого рода взаимодействия, развитие ребенка может быть затянуто, возникнут трудности с установлением контактов в более поздние периоды его развития.

Но нельзя не сказать и об отрицательном влиянии детского сада на ребенка.

Дети, посещающие детский сад, по-разному воспитываются в своих семьях, нормы поведения, которых, могут сильно отличаться. Поэтому, приведя, однажды домой ребенка, родители могут услышать много новых слов, часть из которых может носить нецензурный характер.

В таком случае не стоит сильно заострять внимание на этих словах, если внимание им не будет уделено, то и дальнейшего распространения они не получат. Нужно, по возможности, объяснить их значение и рассказать в каких случаях они употребляются. Но, ни в коем случае не ругайте и не бейте ребенка за них.

Случай из практики.

Молодая семья пришла на прием и рассказала, что их ребенок в возраст 3,5 года, после посещения детского сада стал себя по-другому вести и употреблять нехорошие слова. Проживает семья с родителями мужа.

Запрос: пообщаться с ребенком и выяснить причины его нового поведения.

На приеме, ребенку было предложено нарисовать свою семью. В целом интерпретация рисунка не вызвала серьезных нарушений в связи родитель - родитель и родитель - ребенок, но выявило проявление агрессии в сторону деда, который любил выпить. А дальнейшее общение было дополнено новым фактом, переведенного в группу мальчика из другого детского сада, который и являлся распространителем нехороших слов.

Родителям ребенка была разъяснена, сложившаяся ситуация, как в отношениях с дедом, так и с произношением нехороших слов. После чего, они приняли необходимые предписания для нормализации поведения ребенка.

Для многих эмоционально несдержанных родителей, капризные и медлительные дети доставляют много проблем. По крайней мере, так считают сами родители. Но на самом деле это, далеко, не так. А проблемы им видятся лишь потому, что они сами всегда спешат куда-то, наблюдательность их крайне мала, забота о ребенке лишь для видимости. Поэтому, если ребенок не хочет идти в детский сад и капризничает, его не спрашивают в чем дело, а приводят и оставляют. В такой ситуации всегда нужно поговорить с ребенком, узнать, почему именно сегодня он не хочет идти в детский сад. Возможно, его там обижают или просто он сильно скучает по родителям и не хочет расставаться.

Что же касается медлительных детей, то и они такие не просто так. Медлительность тоже может вызываться разными причинами. Например, ребенка попросили собраться на улицу, но он ходит из угла в угол, пытается найти вещи, когда находит, начинает одевать одну и снимает уже надетую. Это само собой нервирует вечно спешащих родителей. Они в спешке начинают одевать ребенка сами, да еще и приговаривать, в кого ты такой медлительный?

Оговаривать ребенка - очень плохо занятие, это можно приравнять к посеву зерен неуверенности в нем, с дальнейшим прорастанием комплексов неполноценности.

В этой ситуации происходит следующее, ребенок, привыкший, к такому поведению родителей, будет всегда вести себя подобным образом, потому, что у него нет плана и последовательности как собраться на улицу. И он знает, что родители сами оденут его на улицу, зачем стараться самому.

Чтобы малыш имел четкое представление о том, как собираться на улицу, ему можно нарисовать какие вещи для этого необходимы, и указать последовательность их одевания. И главное не торопить, а если что-то не получается подсказать или помочь, но не делать этого вместо него.

Встречаются родители, которые усиленно стараются, чтобы их ребенок уже в три года умел писать, читать, учил иностранные языки. Но они не учитывают одного, что нужно хорошо знать возрастные периоды детей, наиболее подходящие для начала той или иной деятельности. Так, например в возрасте

2,5 — 3,5 лет ребенку легко дается запоминание языков. А в возрасте от 4 — 5 лет лучше учить писать и читать. И конечно все это будет проходить эффективнее в игровой форме. Игра - это лучшая форма развития ребенка морально, физически и психически.

Уважаемый подписчик и посетитель страницы, мою книгу можно скачать здесь даром: https://www.b17.ru/book/408/

Другие материалы: