Храм – это то особое место, где нас находит Господь. Но разве наши искренние, горячие молитвы не будут услышаны, если мы будем молиться дома, а не в Храме? Будут, ведь мы знаем, что Небесный Отец милостив и человеколюбив. Но зачем же, в таком случае, нам тогда тратить время на посещение Храма?
Наверное, у каждого верующего человека есть друг или родственник, с недоумением говорящий ему:
«Вот ты ударился в веру, хорошо… Но для чего то и дело в Церковь бегать? Ты же тратишь на эти походы такое количество времени и сил! Я, например, тоже верю, но моя вера - в душе. И, если Господь уже у меня в душе, зачем мне нужны какие-то внешние атрибуты? Мне для общения с Господом посредники не нужны!».
Однако такому человеку сразу же хочется задать вопрос о том, как он добился такого результата и попросить его поделиться опытом. Ведь если бы нечто подобное сказал, к примеру, Серафим Саровский, вопросов бы не возникло. Всю свою земную жизнь он провёл в неустанных праведных трудах, молитвах и постах. Несомненно, Господь действительно жил в его душе.
Но, когда Бог укореняется в человеческой душе, какие же плоды это приносит?
Иоанн Златоуст перечислял следующие добродетели: любовь, воздержание, мир, кротость, радость, благость, вера, долготерпение и милосердие.
И когда кто-то с уверенностью говорит, что Господь у него в душе, при этом гневаясь, злословя, осуждая, ропща и не каясь, эти слова, мягко говоря, вызывают удивление и недоумение.
При этом нередко у таких людей познание Господа ограничивается фразой вроде: «Ну, что-то там такое, мне кажется, точно есть». Подобные слова могут означать только одно – что Господь в их жизни, к сожалению, стоит на последнем месте. Вероятно, такие люди и вспоминают о Небесном Отце время от времени, изредка заходят в Церковь, ставят свечку и молятся. Однако же это не сможет спасти их дух, если они живут во грехе.
Именно ради нравственного возрождения, ради приведения в Царствие Божье Господом и были созданы Церкви. Конечно, спасает человека Сам Господь, однако же Церкви – главные инструменты в таком деле. Мы спасаемся, когда участвуем в Церковных Таинствам и возносим совместные молитвы.
Важно помнить о том, что Господь может поселиться только в очищенной от греха душе, а очищается она искренним, честным и регулярным покаянием. Нельзя забывать и о Таинстве Причастия.
Только после этих Таинств Бог входит в нашу душу, но это – только первые шаги, самое начало нашего духовного пути. С того момента, как человек становится воцерковлённым, он должен внимательно и усердно следить за чистотой собственного духа – регулярно каяться, причащаться, жить в трудах и молитве. Осознавать, когда он грешит перед ближними и Господом.
По-настоящему верующие люди живут в согласии с истиной, открытой Спасителем апостолам: они искренне верят Христу и соблюдают законы Божьи.
Православная Церковь, невзирая на мелкие различия в сравнении одного прихода с другим, по сути своей, едина – она проповедует одну и ту же веру и одни и те же нравственные принципы, установленные когда-то Спасителем. Он сказал людям, что «адские врата не повергнут Церковь», а это означает, что истинная Церковь никогда и никем не сможет быть уничтожена. Никогда не будет утрачена истинная вера, так как Сам Святой Дух оберегает её от заблуждений.
Подтверждают это и слова Святого Филарета Московского:
«…Церковь – свята, хотя есть в ней и люди грешные. Грешные, но очищающиеся посредством истинного покаяния, не препятствующие Церкви оставаться святой. А те, кто не раскаивается, или посредством видимой власти Церкви, или посредством незримого Суда Божьего, отторгаются от тела Церкви, и она, так или иначе, всё равно сохраняет собственную святость».
Среди отвергнутых от Церкви были и те, кто пытался обучать других ложным выдумкам, выдавая их за истину. Сам Спаситель говорил о том, что появление подобных «лжеучителей» неизбежно.
Согласно словам апостолов, настоящая праведная Церковь – это не простая совокупность верующих или тех, кто читает Библию, но непостижимый организм, объединяющий в себе Бога и людей: тело Спасителя, которое живёт Святым Духом. О Спасителе говорится, что Небесным Отцом он был поставлен выше всего, был избран «главой Церкви, которая и является Телом Его». И даже христиан в Библии называют «членами Тела Христа»:
«…Как в теле своём мы имеем много членов, так и мы сами – единое тело во Спасителе, а порознь – члены друг для друга».
Иными словами, Церковь – это сокровенное единство человека и Господа, других людей и Ангелов. Подобное благодатное единство и является целью и высшим смыслом существования вселенной.
По этой причине и вера наша не должна быть пассивной – она должна находить выражение в действиях, в стремлении к тому, что мы уже предчувствуем, но пока ещё не обрели окончательно. Верующий человек жаждет обрести новый опыт, побольше узнать о Боге и стать ближе к Нему.
И часто люди, говорящие о том, что «их вера - у них в душе», рассуждают об этом с таким потухшим взором, с таким равнодушием, что становится тяжело поверить, будто они действительно испытывают хоть какое-то стремление к Господу.
Невозможно любить, не проявляя любви, не стремясь к тому, кого любишь. Точно также невозможно и верить, не проявляя веры на деле.
А потому людям, утверждающим, будто Господь у них в душе, стоит задать себе вопрос: а что они сделали для того, чтобы очистить свой дух для этого чудесного Посещения? Какими словами они звали Его для того, чтобы Он пришёл? Как именно они хранят Бога в собственном сердце? Что переменилось в них после подобной встречи и смогли ли они по-настоящему полюбить Господа? И, самое главное, что они делают ради такой любви?
Если подобные вопросы вызывают недоумение и ответов на них нет, стоит крепко задуматься.
Действительно, приходя в Храм, мы приходим к Посреднику. Однако же этот Посредник принёс себя в жертву ради нас, освободил наших предков от оков ложной веры и её проповедников, от разрушений и мучительной гибели. Так почему же нам так сложно протянуть к Нему руки для того, чтобы Он вложил в них Дары?
Также читайте: