Найти тему
ЯМадама

«Гостья из будущего»: о чём умолчала Алиса

Оглавление

Первый канал вчера неожиданно показал целиком «Гостью из будущего». Подарок на каникулы для школьников восьмидесятых. Летом ностальгии не бывает, так что это – возвращение в прошлое. Теперь очевидно, что популярный когда-то жанр детской фантастики проверку временем прошёл с большим трудом. Причём кино оказалось более стойким, чем литература.

Кадр из фильма "Гостья из будущего". Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i9/318812/
Кадр из фильма "Гостья из будущего". Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i9/318812/

Здравствуйте!

Фильм «Гостья из будущего», который когда-то приковал к экрану всех школьников большой страны, теперь смотрится временами наивным и затянутым.

Дело не только в том, что нас избаловали спецэффектами, компьютерной графикой и клиповым монтажом. Хотя и в этом тоже.

Первые серии кажутся теперь невероятно затянутыми. Очень мееедленно плывёт прекрасная Полина, очень доооолго бродит по коридорам Коля, бренча бутылками.

И о-чень силь-но тор-мо-зит био-робот Вер-тер.

Кажется, что режиссёр просто нагонял хронометраж при монтаже. Но такая подробная экспозиция в середине восьмидесятых была оправдана.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/318841/
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/318841/

В Полине с её экзотической внешностью и смелыми нарядами легко опознавалась Ния, инопланетянка из другого уголка Вселенной Кира Булычёва.

А пионер со стеклотарой вбежал в кадр прямо из «Ералаша»

Коля Герасимов (Алексей Фомкин). Источник фото:  https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/318767/
Коля Герасимов (Алексей Фомкин). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/318767/

Вот так режиссёр в первых сценах обозначил, что в этом фильме чудесным образом соприкоснутся два мира – уютное пространство школьных приключений и фантастический космос, в котором нет границ для созидательного разума.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i2/318862/
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i2/318862/

Именно эта часть – фантастическая – и не прошла проверку временем. Из ста лет, отведённых писателем Булычёвым и режиссёром Арсеновым на победу прогресса, прошло уже сорок (да-да, почти половина срока), и стало очевидно, что развитие человечества идёт совсем по другому пути. Будущее практически настало.

И это будущее вызывает у нас вопросы

Вот мы вместе с Колей видим, как из космопорта отправляют рейсы на Луну и на Уран, а школьники запускают собственный спутник. Для связи с Австралией. Естественный вопрос: а по телефону в кенгурушник позвонить нельзя?

Что ж это за время, когда спутниковая связь дешевле телефонной? И если каждый школьник может запустить в космос собственный спутник, что же творится на орбите? Пробки в десяток световых лет?

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i2/318944/
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i2/318944/

Когда Коля проникает в Институт времени – почему он так свободно гуляет? Где система безопасности? Ладно – безобидный школьник, но потом и космические пираты вламываются туда совершенно беспрепятственно. Да что там научный институт – служба безопасности космопорта тоже громозек не ловит. Ладно, криминал, допустим, побеждён, но где защита от слабоумно-отважных?

Сейчас мы точно стали более подозрительны

Обаятельный робот Вертер тоже вызывает недоумение. Почему он такой тормозной? Если робот – должен нормально функционировать. Ну, временами зависать и требовать перезагрузки.

Хотя в момент гибели его по-прежнему жалко. Техническая часть не совпадает, а человечность никуда не делась.

Робот Вертер (Евгений Герасимов). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i2/318853/
Робот Вертер (Евгений Герасимов). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i2/318853/

Любопытная, кстати, организация – Институт времени. Получается, что все технические мощности и кадровый потенциал поставлены на службу одной науке: истории. По нынешним временам – невероятная расточительность. Но, очевидно, люди будущего считают это важным.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/318850/
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/318850/

Существует любопытная фанатская теория, объясняющая многие странности

Да, раньше фильм рождал анекдоты про Вертера, а теперь – полноценные теории. Временами пугающие.

Так вот, согласно этой теории, на временном отрезке между 1980-ми и 2080-ми произошёл большой трындец. И мир, в котором живёт Алиса Селезнёва, – постапокалиптический.

Выжила небольшая часть населения Земли. Они и сотворили новодел-реконструкцию. Включая ложные воспоминания псевдо-старожилов типа дедушки Павла. Отсюда – повышенный интерес к истории, анахронизмы вроде обращения «товарищ Вертер».

Эта же теория объясняет загадочные фразы Алисы, которая, глядя в больничное окно, замечает такой же вечер или говорит Юле: Может, я твоя внучка.

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i4/319067/
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i4/319067/

Эта версия объясняет противоречие финальной сцены. Когда Алиса сначала говорит Фиме, что впервые о нём услышала, когда попала в прошлое, а потом уверенно предсказывает всем блестящие жизненные перспективы.

Просто не стала никого расстраивать

В свете этой теории Прекрасное далёко наполняется зловещим пророческим смыслом:

Прекрасное далёко,
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь!

Сразу скажу – мне эта теория не нравится

Не стоит множит сущности. Иногда писатель-фантаст – это просто человек. Может и ошибиться.

Но кое-что Булычёв прочувствовал

Колоссальная разница между прошлым и будущим в фильме лежит в области отношений между детьми и родителями. Профессор Селезнёв своей Алисе полностью доверяет. Она – равноправный участник научных исследований. К двенадцатилетней девочке родители относятся как к полноценной личности.

А вот школьникам восьмидесятых в голову не приходит довериться взрослым. Исключение делается только для аристократичной Юлиной бабушки. Остальные – врачи, учителя, родители – безоговорочно выведены из круга доверенных лиц.

Мне кажется, в этом смысле в обществе есть подвижки. Теперь взрослые гораздо внимательнее к детям.

Иногда даже с перегибами.

И в области иностранных языков мы существенно продвинулись. Нынешние школьники (в фильме же показывают приличную московскую школу) Алисиным познаниям не удивятся. Да и про свою собаку могут рассказать на чистейшем английском языке. А то и на китайском.

Зато с физкультурой всё гораздо хуже. Никто сейчас от шестиклассников не требует рекордов. И не ожидает, что умненькая девочка шутя перемахнёт высокий забор.

Учитель физкультуры (Вячеслав Баранов). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i7/319106/
Учитель физкультуры (Вячеслав Баранов). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i7/319106/

Из всего фантастического фильма наибольший интерес сейчас вызывают реалистические эпизоды. Вот этот мир с пионерскими значками и галстуками, стеклянными молочными бутылками, бдительными бабулями на скамейке и книгами «О вкусной и здоровой пище».

Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i10/318829/
Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i10/318829/

Жанр фантастики уступил место фэнтези

Потому что за последние годы мы утратили веру в научный прогресс. В то, что им движет гуманная цель. В то, что он направлен на общее благо.

Помните: раньше в начале каждой серии сообщали краткое содержание предыдущих? И эти текстовые подводки были не только информативны, но и остроумны:

Пираты знают Колю в лицо, но не знают, кто он такой. Алиса знает, что миелофон у Коли, ученика 6 класса «В», но не знает, как он выглядит. Коля знает, что за ним погоня, но не знает, что ему теперь делать.

Вот и мы теперь такие же: знаем много, а что с этим делать – не представляем.

Мы утратили иллюзии относительно будущего

Зато полюбили прошлое

И учимся ценить настоящее

Слышу голос из прекрасного далёка,
Он зовёт меня не в райские края.
Слышу голос, голос спрашивает строго :
А сегодня что для завтра сделал я ?
Алиса (Наталья Гусева-Мурашкевич). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i9/318821/
Алиса (Наталья Гусева-Мурашкевич). Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1493/foto/i9/318821/