Первый канал вчера неожиданно показал целиком «Гостью из будущего». Подарок на каникулы для школьников восьмидесятых. Летом ностальгии не бывает, так что это – возвращение в прошлое. Теперь очевидно, что популярный когда-то жанр детской фантастики проверку временем прошёл с большим трудом. Причём кино оказалось более стойким, чем литература.
Здравствуйте!
Фильм «Гостья из будущего», который когда-то приковал к экрану всех школьников большой страны, теперь смотрится временами наивным и затянутым.
Дело не только в том, что нас избаловали спецэффектами, компьютерной графикой и клиповым монтажом. Хотя и в этом тоже.
Первые серии кажутся теперь невероятно затянутыми. Очень мееедленно плывёт прекрасная Полина, очень доооолго бродит по коридорам Коля, бренча бутылками.
И о-чень силь-но тор-мо-зит био-робот Вер-тер.
Кажется, что режиссёр просто нагонял хронометраж при монтаже. Но такая подробная экспозиция в середине восьмидесятых была оправдана.
В Полине с её экзотической внешностью и смелыми нарядами легко опознавалась Ния, инопланетянка из другого уголка Вселенной Кира Булычёва.
А пионер со стеклотарой вбежал в кадр прямо из «Ералаша»
Вот так режиссёр в первых сценах обозначил, что в этом фильме чудесным образом соприкоснутся два мира – уютное пространство школьных приключений и фантастический космос, в котором нет границ для созидательного разума.
Именно эта часть – фантастическая – и не прошла проверку временем. Из ста лет, отведённых писателем Булычёвым и режиссёром Арсеновым на победу прогресса, прошло уже сорок (да-да, почти половина срока), и стало очевидно, что развитие человечества идёт совсем по другому пути. Будущее практически настало.
И это будущее вызывает у нас вопросы
Вот мы вместе с Колей видим, как из космопорта отправляют рейсы на Луну и на Уран, а школьники запускают собственный спутник. Для связи с Австралией. Естественный вопрос: а по телефону в кенгурушник позвонить нельзя?
Что ж это за время, когда спутниковая связь дешевле телефонной? И если каждый школьник может запустить в космос собственный спутник, что же творится на орбите? Пробки в десяток световых лет?
Когда Коля проникает в Институт времени – почему он так свободно гуляет? Где система безопасности? Ладно – безобидный школьник, но потом и космические пираты вламываются туда совершенно беспрепятственно. Да что там научный институт – служба безопасности космопорта тоже громозек не ловит. Ладно, криминал, допустим, побеждён, но где защита от слабоумно-отважных?
Сейчас мы точно стали более подозрительны
Обаятельный робот Вертер тоже вызывает недоумение. Почему он такой тормозной? Если робот – должен нормально функционировать. Ну, временами зависать и требовать перезагрузки.
Хотя в момент гибели его по-прежнему жалко. Техническая часть не совпадает, а человечность никуда не делась.
Любопытная, кстати, организация – Институт времени. Получается, что все технические мощности и кадровый потенциал поставлены на службу одной науке: истории. По нынешним временам – невероятная расточительность. Но, очевидно, люди будущего считают это важным.
Существует любопытная фанатская теория, объясняющая многие странности
Да, раньше фильм рождал анекдоты про Вертера, а теперь – полноценные теории. Временами пугающие.
Так вот, согласно этой теории, на временном отрезке между 1980-ми и 2080-ми произошёл большой трындец. И мир, в котором живёт Алиса Селезнёва, – постапокалиптический.
Выжила небольшая часть населения Земли. Они и сотворили новодел-реконструкцию. Включая ложные воспоминания псевдо-старожилов типа дедушки Павла. Отсюда – повышенный интерес к истории, анахронизмы вроде обращения «товарищ Вертер».
Эта же теория объясняет загадочные фразы Алисы, которая, глядя в больничное окно, замечает такой же вечер или говорит Юле: Может, я твоя внучка.
Эта версия объясняет противоречие финальной сцены. Когда Алиса сначала говорит Фиме, что впервые о нём услышала, когда попала в прошлое, а потом уверенно предсказывает всем блестящие жизненные перспективы.
Просто не стала никого расстраивать
В свете этой теории Прекрасное далёко наполняется зловещим пророческим смыслом:
Прекрасное далёко,
Не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко,
Жестоко не будь!
Сразу скажу – мне эта теория не нравится
Не стоит множит сущности. Иногда писатель-фантаст – это просто человек. Может и ошибиться.
Но кое-что Булычёв прочувствовал
Колоссальная разница между прошлым и будущим в фильме лежит в области отношений между детьми и родителями. Профессор Селезнёв своей Алисе полностью доверяет. Она – равноправный участник научных исследований. К двенадцатилетней девочке родители относятся как к полноценной личности.
А вот школьникам восьмидесятых в голову не приходит довериться взрослым. Исключение делается только для аристократичной Юлиной бабушки. Остальные – врачи, учителя, родители – безоговорочно выведены из круга доверенных лиц.
Мне кажется, в этом смысле в обществе есть подвижки. Теперь взрослые гораздо внимательнее к детям.
Иногда даже с перегибами.
И в области иностранных языков мы существенно продвинулись. Нынешние школьники (в фильме же показывают приличную московскую школу) Алисиным познаниям не удивятся. Да и про свою собаку могут рассказать на чистейшем английском языке. А то и на китайском.
Зато с физкультурой всё гораздо хуже. Никто сейчас от шестиклассников не требует рекордов. И не ожидает, что умненькая девочка шутя перемахнёт высокий забор.
Из всего фантастического фильма наибольший интерес сейчас вызывают реалистические эпизоды. Вот этот мир с пионерскими значками и галстуками, стеклянными молочными бутылками, бдительными бабулями на скамейке и книгами «О вкусной и здоровой пище».
Жанр фантастики уступил место фэнтези
Потому что за последние годы мы утратили веру в научный прогресс. В то, что им движет гуманная цель. В то, что он направлен на общее благо.
Помните: раньше в начале каждой серии сообщали краткое содержание предыдущих? И эти текстовые подводки были не только информативны, но и остроумны:
Пираты знают Колю в лицо, но не знают, кто он такой. Алиса знает, что миелофон у Коли, ученика 6 класса «В», но не знает, как он выглядит. Коля знает, что за ним погоня, но не знает, что ему теперь делать.
Вот и мы теперь такие же: знаем много, а что с этим делать – не представляем.
Мы утратили иллюзии относительно будущего
Зато полюбили прошлое
И учимся ценить настоящее
Слышу голос из прекрасного далёка,
Он зовёт меня не в райские края.
Слышу голос, голос спрашивает строго :
А сегодня что для завтра сделал я ?