Найти тему
Сергей Михеев

Всё делается похитрее и без езды по мозгам

Сергей Михеев: Пришла новость, что в Германии закрывают институты Конфуция – это у китайцев есть своя «мягкая сила», как у американцев куча всяких фондов типа Сороса, Макартуров и т.д. У немцев тоже есть институт Гёте, все фонды всех партий. Институты Конфуция работают примерно так же, как работают американцы и европейцы в других странах мира, но может быть без навязывания идеологической основы. Если через западные институты навязывается так называемый демократический взгляд на жизнь, то через институты Конфуция делается упор на китайскую культуру, традицию, всё делается похитрее и без «марксизм-ленинизм-маоизм», без такой «езды по мозгам». Но это тоже калька с западных институтов. Они сейчас их закрывают по всему миру. Многие страны Запада, насколько я понимаю, делают это под давлением американцев. В частности, вчера Германия объявила, что будет закрывать институты Конфуция.

Вопрос в том, сохранилась ли у европейской элиты хоть какая-то часть самостоятельности. Но есть тут и проблема действительно существенная: если в случае с Россией можно найти другие источники энергии (нефти и газа в мире полно – вопрос цены), то как заменить абсолютную груду, бешеную массу товаров, сделанных в Китае - непонятно. Этого не могут сделать ни США, ни европейцы, ни мы – никто. В конечном итоге политика Запада по перемещению производства в КНР – сейчас колесо истории провернулось и догоняет Запад. Раньше им казалось, что это они управляют ситуацией, через это влияют на Китай и чуть ли не управляют им. Если, например, разорвать все отношения с Китаем, то откуда взять эту огромную товарную массу? Трамп в свое время был этим озабочен. Все американские компании переместили свое производство за пределы США в связи с тем, что это дешевле по себестоимости, и значительное количество этих компаний работают в Китае.

Но возникают две проблемы. Во-первых, это деиндустриализация, то есть разрушение производства в самой Америке и связанная с этим потеря кадрового ресурса. Потому что люди, которые умели работать, поумирали или вышли на пенсию, а новые не умеют ничего. Эта проблема у нас такая же, как и во многих развитых странах Запада. Здесь все худшее от Запада мы взяли, а все лучшее забыли. В Америке та же самая проблема: большое количество людей занято только в сфере услуг или виртуального производства, а руками уже ничего делать не умеют. Кто-то умеет, но целые кластеры, сектора экономики потеряны. Конструкторские бюро остались, слава Богу, а все производство переехало туда.

Вторая проблема: Китай может потенциально влиять через это. Хотя, насколько я знаю, они все время говорят: «Россия влияет на Европу через свой газ, а китайцы влияют через производство». Но я явных и понятных примеров политического влияния не знаю. Трамп всем рассказывает, что политики-демократы, клан Клинтонов, Байден с сыном коррумпированы китайскими чиновниками. Может быть это и так. Но оказывает ли это влияние на глобальную или внутреннюю политику в Штатах? Не знаю, большой вопрос. Они, конечно, коррумпированные, но в первую очередь коррумпированность касается торговли, бизнеса, а не политических или идеологических основ. Но эти проблемы существуют. Америка и Европа попали в эту ситуацию. А чем заменить китайское производство? Нечем.

Чтобы перезапустить собственное производство, надо очень много денег, времени и людей. А людей, которые сейчас готовы с нуля встать к станку или пусть даже к автоматизированной линии, просто нет. Их все меньше и меньше. Многие из них состарились и вышли на пенсию. А молодые совсем по-другому строят свою жизнь, им это неинтересно. И не только молодые, а и люди среднего возраста. Они ничего не умеют и уметь не хотят. Они привыкли жить этой широко разрекламированной жизнью: все напрокат, все в Интернете, все очень комфортно, удобно и напрягаться не обязательно. Можно почти ничего не делать, зарабатывать какие-то деньги, которые дают тебе возможность развлекаться, куда-то ездить, а все остальное пусть делают китайцы. Вот они и делают!

Поэтому вопрос вот в чем: да, американцы давят и хотят заставить Европу усложнить свои отношения с Китаем. Но Запад на самом деле попал в ловушку с китайцами. Он без китайских товаров на данном этапе обойтись не может. Одна из самых вопиющих ситуаций – производство электроники. Что они так за Тайвань борются? Потому что там сосредоточено огромное количество производства микросхем. А если китайцы хапнут Тайвань, что они будут делать? Непонятно. И сейчас американцы срочно, лихорадочно запускают производство микросхем у себя в Штатах; говорят, что будет запускаться завод в Германии; индийцам они говорят, что «сейчас мы запустим у вас большое производство микросхем». Почему? Потому что некуда деваться. Если завтра китайцы займутся Тайванем… Для того, чтобы уничтожить производство микросхем, его ведь даже не обязательно захватывать – это можно сделать дистанционно с помощью ракетно-бомбовых ударов. Но, скорее всего, китайцы этого делать не будут, хотя потенциально могут.

И американцы заерзали. Пока вы не создаете американцам конкретных проблем (не европейцам, не украинцам, не союзникам американцев), они суетиться не будут. А с Китаем засуетились, потому что чувствуют свою зависимость от них и понимают, что, если завтра Китай сделает несколько резких движений, то у американцев все закончится, многие вещи просто остановятся. Готовы ли европейцы к такой судьбе? Не факт. А самое главное, что здесь американцы в случае чего ничем не смогут им помочь. Потому что в ответ на аргументы нашей стороны по газу и нефти: «Смотрите, Европа останется без газа и нефти», американцы говорят: «Не беспокойтесь. Будет наш американский сжиженный газ, наша или еще чья-нибудь нефть, хотя по цене есть варианты. А вот с китайскими товарами что делать – непонятно». Юго-Восточная Азия – Вьетнам и другие – не могут заменить китайские товары. Кстати, кто потенциально мог бы заменить Китай – это Индия. Но в Индии такого развитого производства, такого уровня, как в Китае, не создано. Там много что есть, но чтобы удовлетворило американский и европейский спрос, нет.

Кстати, американцы сейчас именно на это в том числе собираются Индию «покупать». Они говорят: «Если вы будете с нами, мы переориентируем все наши цепочки на вас, и вы станете фактически поставщиком товаров для Америки и Европы, и все будет хорошо». Хотя с Индией они могут попасть точно так же, как с Китаем. Предположим, пройдет 10, 20, 30 лет, и Индия почувствует свою силу. Она и сейчас ее чувствует: когда Нарендра Моди приезжал в Вашингтон, он ходил там, как хозяин; непонятно, кто кому был нужен, и чувствовал себя совершенно свободно и уверенно; полтора миллиарда населения, собственный внутренний рынок, и на все можно плевать. Государство, ощущающее себя цивилизацией – вот к чему надо стремиться, а не все время говорить: «Что же скажут в Брюсселе, в Вашингтоне?», к чему мы сами себя приучили. Но здесь есть беда. Поэтому саммит саммитом, американское давление американским давлением, но есть объективные вещи, которые Европе нечем заместить. Нужен Китай.