Григорий летел из Грузии в Россию с девушкой и, сам того не зная, нарушил закон. Эта ошибка стоила паре почти полумиллиона рублей. Вот история, которая учит всё декларировать.
Григорий (имя изменено по просьбе героя)
лишился весомой части накоплений по незнанию
Как у меня обнаружили незадекларированные наличные
В апреле 2022 года я и девушка вылетели из Грузии в Россию с пересадкой в Минске.
На двоих у нас было около $14 000. Часть налички принадлежала моей девушке. Если бы мы разделили деньги пополам, то такую сумму могли бы пропустить и в зелёном коридоре. Но вся наличка оказалась в моём рюкзаке — мы были уставшие после ночного перелёта и даже не подумали, что во время пересадки будем проходить через зелёный коридор и таможенный контроль.
В аэропорту Минска мы не поняли, куда идти на пересадку, поэтому подошли с этим вопросом к таможенникам. Оказалось, что таможенники стояли аккурат после входа в зелёный коридор — но указателя на зелёный коридор мы не заметили, потому что торопились и было много людей, плюс аэропорт очень компактный.
— Есть ли у вас товары для декларации и сколько с собой наличных? — сразу спросила таможенник.
— Есть только $12 000 на двоих, — без задней мысли честно ответил я (точной суммы я не знал, потому что моя девушка положила мне в рюкзак свои деньги из-за того, что боялась их потерять).
Сотрудница тут же включила камеру — она висела на её форме, как в машине видеорегистратор — и сказала: «Ты, главное, не волнуйся…»
Я понял: сейчас будет что-то серьёзное.
Таможенники, не отходя от ленты с рентгеном вещей, стали проверять мой рюкзак, все мои карманы, кошелёк — и даже нашли в багаже мой чемодан, принесли его и открыли.
Мы поняли свою ошибку. Сказали, что готовы пройти через красный коридор, а моя девушка пыталась донести до таможенников, что половина денег — её. Но ничего не подействовало. Вся сумма лежала в моём рюкзаке, и моя девушка мне даже не жена, поэтому мы с ней в глазах закона никак не связаны.
Ситуацию накалило и количество техники в ручной клади. Дело в том, что у меня было с собой три телефона (я каждый использую для работы) и ноутбук. Но тут ничего серьёзного — деньги вызывали больше вопросов. Я перевозил практически все наши накопления в наличных; в основном доллары, около €400, £150, рубли и грузинские лари.
После досмотра меня долго оформляли. Дали подписать кучу документов, а каждую купюру сканировали на листы А4. Каждый лист я подписывал.
Когда всё оформили, у меня забрали $4800. А также сказали заплатить штраф. Точнее, наложили арест на 640 белорусских рублей ($233). Всё остальное (около $10 000) мне вернули.
Как меня вызвали в суд
Через две недели уже в России я проверял почту и заметил в спаме письмо, где меня приглашали в суд по этому делу о провозе наличных. До заседания осталось всего два дня. Я и моя девушка вылетели в Минск — она была свидетельницей.
С собой взяли билеты с единой бронью, чтобы доказать, что мы с девушкой летели вместе. Девушка взяла справку об увольнении с работы и выписку о последней выплате зарплаты, которая лежала в моём рюкзаке и составляла часть наличных.
В суде нас встретила молодая, но очень злобная сотрудница: «Вы кто?! Ждите!» Мою девушку оставили стоять за дверью, а я и мой друг-белорус зашли в зал.
Пограничники присутствовали на суде по видеосвязи. Они кое-что переиначили в свою пользу. Им было всё равно, что нас двое — если деньги лежат в моём рюкзаке, значит, они только мои. Утверждали в протоколе, что я пытался пронести деньги, хотя мы сами подошли спросить, где мы находимся. Сказали, что в аэропорту висит табличка с правилами, и подтвердили судье, что её хорошо видно. Мы никакой таблички не заметили.
Судья говорила супернепонятными словами и так быстро, будто её речь поставили на скорость х3. Я ничего не понимал. Например, она спросила меня: «У вас есть ходатайство?» А я понятия не имею, что такое ходатайство. «Нет», — отвечаю. Мой друг сзади шепчет: «Ты придурок? Ходатайство — это твой свидетель».
Но в целом судья показалась мне нормальным человеком: она задавала мне вопросы, которые могли бы меня вытянуть. Как на экзамене, когда тебя тянет преподаватель.
Как только заседание закончилось, судья объявила, что пошла принимать решение, и вышла. Но не прошло и минуты, как она вернулась и сказала: «Всё (что у меня уже изъяли, — прим.) уходит в пользу государства». Видимо, это решение было принято заранее. Штраф оставили в силе и дали нам понять, что его вообще-то могли и повысить.
Это был мой первый и единственный суд в жизни. Мы надеялись, что нам вернут деньги, но в итоге мы потеряли ещё больше, потому что ездили туда-сюда.
Какие выводы я сделал для себя
Я сделал вывод, что вообще не нужно возить с собой наличные. $10 000 — это всего 500 000 ₽ (на момент выезда). Для кого-то огромные деньги, а для кого-то — пожить месяц. Друг сказал, что если бы у меня было свыше $28 000 на руках, то это уже уголовная статья.
Я не понимаю строгости этого наказания — особенно если ты ошибся. Забирать из-за чьей-то ошибки всё, что сверх лимита, — несправедливо. Лучше бы при провозе наличных не пускали дальше и объясняли: «Иди декларируй».
Но и декларировать деньги может быть слишком сложно для незнающего человека. Поэтому для себя я решил, что при перелётах лучше класть сбережения на счёт.
❗ У каждой страны — свои правила на ввоз и вывоз вещей и наличных денег. При перелётах важно изучать всё досконально.
Так, из России на одного человека без декларирования можно вывозить максимум $10 000 наличными. А с марта 2022 года из России в целом запрещено вывозить наличными больше $10 000 на человека (рубли в этой сумме не считаются, но если именно из-за рублей выходит больше $10 000, то деньги надо декларировать). Все валюты в сумме пересчитываются в доллары США. Расчёт сделают по официальному курсу ЦБ РФ на дату выезда из страны.
Деньги на банковских счетах и картах декларировать не нужно.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной