Сегодня, как только речь заходит о партии «Алаш», Алашской Республике или алашских деятелях, многим на ум сразу же приходят исключительно представители казахского народа. Однако, мало кто знает о том, что в создании партии «Алаш» немалую роль сыграли представители других народов. И данное видео посвящается выходцам из русского народа, которые внесли вклад в алашское движение.
Итак, начнем.
Практически любой человек, который интересуется биографией выдающегося сына казахского народа Шокана Уалиханова, обязательно столкнется с той огромной дружбой, которая связывала Шокана с выдающимся русским ученым, путешественником, этнографом Григорием Потаниным, с которым Шокан учился вместе в Омском кадетском корпусе.
Вообще Потанин, который в совершенстве владел казахским языком, внес огромный вклад в казахскую историю. Так, он был первым русским исследователем знаменитого эпоса «Козы-Корпеш и Баян Сулу». А в 1913 году именно Потанин организовал в Томске первый большой концерт казахской народной музыки.
Мало кто знает, что Потанин имел очень близкие отношения с такими алашскими лидерами, как Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсынов. Именно эти два прославленных сына казахского народа в 1915 году организовали юбилейный вечер, посвященный 80-летию Потанина, которого уважительно называли «наш сибирский аксакал Гірекең». Миржакып Дулатов посвятил Потанину на юбилей свое знаменитое стихотворение «Ардақты Қарт! Келдім бүгін тойыңа».
В июле 1917 года Григория Потанина специально приглашают на 1-й Всеказахский съезд, где официально было провозглашено создание партии «Алаш». Причем на этом же съезде были избраны два руководителя этой партии – Алихан Букейханов, ставший председателем партии, и Григорий Потанин, ставший первым и единственным почетным председателем партии «Алаш». Этот пост Потанин занимал до своей смерти в 1920 году.
И именно на этом съезде Потанин произнес свои знаменитые слова о том, что столицей Алашской Республики должен стать Караоткель. И сегодня эти слова Потанина сбылись, так как столица Казахстана Астана действительно располагается в Караоткельском урочище.
Следующим представителем русского народа, который сыграл видную роль в алашском движении, является Тимофей Седельников. Уральский казак, Тимофей Седельников прекрасно владел казахским языком и знал казахскую культуру даж лучше многих казахов. Именно поэтому Седельников был избран депутатом 1-й и 2-й Государственной Думы от Оренбургской области, большинство населения которой составляли именно казахи.
Став депутатом, Седельников оправдал надежды своих казахских избирателей. Именно Седельников является первым депутатом, который выступал на казахском языке. Причем в своем докладе Тимофей потребовал сначала решить земельные проблемы местного казахского населения, и только потом приступать к переселению русских крестьян.
Когда же в декабре 1917 года была провозглашена Алашская Республика, Тимофей Седельников, который тогда занимал пост руководителя Оренбургского казачьего войска, первым признал казахское государство.
Впоследствии, уже при Советском режиме, Тимофей Седельников продолжал рьяно защищать интересы казахского народа и получил от Ленина прозвище «казахский националист русского происхождения».
Более подробно о Тимофее Седельникове Вы можете узнать из моего специального видео об этом безусловно легендарном человеке. Ссылка на это видео находится в описании.
Большим уважением алашских лидеров пользовался еще один представитель русского народа – Николай Лукич Скалозубов.
Уроженец Костромской губернии, Николай Скалозубов впервые познакомился с казахским народом в 1894 году, когда был назначен главным агрономом Тобольской губернии.
Прекрасный знаток сельского хозяйства, Скалозубов сразу же понял, насколько губительную политику проводят царские власти, отдавая лучшие земли русским переселенцам, а казахов вытесняя в пустыни. Поэтому Николай Лукич с головой бросился в борьбу за интересы казахского народа, отстаивая право казахов на свою землю.
Когда же начались выборы во 2-ю Государственную Думу, казахи Тобольской губернии единогласно избрали Николая Скалозубова своим депутатом. И вскоре мощный голос Скалозубова, требовавшего вначале лучшие земли отдавать его хозяину – казахскому народу, зазвучал с трибун Государственной Думы.
Позже тобольские казахи избрали Скалозубова своим представителем и в 3-й Государственной Думе. Здесь Николай Лукич уже поднимает тему о том, что надо прекратить политику насильственного превращения кочевых казахов в оседлое земледельческое население.
Кроме того, мало кто знает, но именно Николай Скалозубов сыграл видную роль в освобождении из тюрьмы Ахмета Байтурсынова, обратившись к заместителю министра внутренних дел Российской империи П. Г. Курлову с депутатским запросом.
Не став баллотироваться в IV Думу, Н. Скалозубов вернулся в Тобольскую губернию, где организовал первую в Сибири селекционную станцию. Здесь Николай Лукич начинает заниматься выведение новых сортов пшеницы, которые были бы приспособлены к местному климату. И сорта пшеницы, которые разработал Николай Лукич Скалозубов, по сей день сеют в Казахстане.
И кто знает, наверное, Николай Лукич Скалозубов обязательно принял бы участие в создании партии «Алаш» и Алашской Республики, если бы в 1915 году не умер бы от брюшного тифа. На похоронах Скалозубова Алихан Букейханов скажет – «Настоящий человек, Николай Лукич был заступником казахского народа. Без него казахи сироты. Казахи должны помнить его всегда».
Блестящей личностью был Орест Авенирович Шкапский. Выходец из знатной дворянской семьи, Шкапский служил в областных управлениях и переселенческих органах Верного, Ташкента, Петрограда. И именно во время службы он наглядно увидел всю губительность политики переселения славянских крестьян в Казахстан. Конечно, Шкапский не выступал против переселения, он просто считал, что переселение нужно проводить с учетом потребностей и требований местного казахского населения.
После Февральской революции, Шкапский становится комиссаром Семипалатинской области. А еще через некоторое время Шкапский вместе с алашским деятелем Мухамеджаном Тынышпаевым возглавляет Туркестанский комитет Временного правительства России. То есть, практически Шкапский представлял верховную власть в Туркестанском крае.
Однако, когда в конце 1917-начале 1918 года стали проводиться съезды местных казахов и были провозглашены Алашская и Кокандская Республики, Шкапский их поддержал, так как считал, что землей должен управлять тот народ, которому эта земля принадлежит согласно истории.
Октябрьский переворот Шкапский категорически не принял. Он решается бежать в Китай, но был задержан на границе, заключен в Верненскую тюрьму, где и был расстрелян большевиками в 1918 году.
И последний человек, о котором я бы хотел рассказать в конце, - это Николай Андреевич Бородин.
Сын уральского казака, выпускник Петербургского университета, Бородин является одним из первых исследователей Урала и Каспийского моря.
Еще в 1884 году Бородин проведён первый в России удачный опыт по оплодотворению икры осетровых (севрюги). А с 1896 года он уже проводил искусственное оплодотворение икры осетра и севрюги на реке Урал ежегодно, получив разрешение самого императора. Это было первым в мире экспериментом в подобной отрасли.
Еще через некоторое время Бородин разрабатывает основные принципы рационального ведения рыбного хозяйства, одним из первых в России предложив проводить утилизацию рыбных отходов.
В 1906 году Бородин избирается депутатом 1-й Госдуарственной Думы от Уральской области. И в этот период Бородин запоминается активной защитой прав кочевых казахов.
Благодаря этому Бородин знакомится с Алиханом Букейхановым и вскоре это знакомство перерастает в хорошую дружбу двух высокообразованных и справедливых людей.
Впоследствии, когда Букейханов возглавил правительство Алашской Республики, одним из тех людей, кто попытался поддержать казахов, был именно Николай Бородин. Занимая пост представителя Уральского казачества при Колчаке, Бородин всячески старался установить доверительные отношения Колчака и Алашской Республики. И хотя сделать это не удалось, но в памяти алашских деятелей Бородин остался как человек высоких моральных принципов, который старался не допустить военного конфликта казахов и казачества.
Таким образом, немало представителей русского народа вполне справедливо встали рядом с алашскими лидерами в деле борьбы интересов казахского народа. И такие люди, как Потанин, Седельников, Шкапский и Скалозубов должны занять достойное место в ряду прославленных деятелей казахской истории. Именно их именами, а не именами большевиком, которые убивали казахов миллионами, должны называться улицы, школы и поселки.