«Как же холодно!» — с этой мыслью я проснулась.
Я терпеть не могу мерзнуть, но в пути относительно комфортная ночевка в палатке выпала лишь на побережье у Северной Двины. Не смотря на середину июня, ночи на всем протяжении пути стояли холодные, то два, то шесть градусов по Цельсию.
Мне приходилось надевать на себя кучу тёплых вещей, куртку, несколько носков, но и это не всегда помогало. Мой спальник не очень хорошо держал тепло, а второй спальник я не взяла, потому что места в рюкзаке под него не хватало. У меня с собой был дополнительный теплый пледом, но он тоже не сильно помогал.
Через полог палатки было непонятно, какое время суток, так как на Соловецких островах — зона белых ночей, а телефон во избежание разрядки я отключала. Всё равно оператор Теле-2 на острове не брал. Пришлось все-таки достать телефон, на котором почти не было зарядки.
Пока разбиралась со временем, заметила, что батарея садится со стремительной скоростью. У меня на глазах за считанные минуты он разрядился почти на половину.
«Вот это да!» — охнула я.
Видимо, я убила батарею накануне, так как решила взять с собой солнечную панель в поездку на мыс Печак, чтобы подзаряжаться на ходу. Только если над Соловецким светило солнце, в лесу на батареи падала тень, и телефон постоянно сигналил, что зарядка то началась, то закончилась.
«Поздравляю, Настя, ты убила телефон!» — подумала я мрачно.
Да, конечно, он был уже старый, и сам по себе быстро разряжался, еще и трещины по экрану пошли от пары падений, два из которых произошли в этой же поездке. Но в целом я, как консерватор, не спешила его менять. Сейчас с видимой ясностью поняла, что ремонт обойдется мне дороже, чем покупка нового телефона.
«А ты вместо того, чтобы ловить ландшафтный сезон и зарабатывать чем занимаешься? — упрекнула я себя. — Ничем полезным. Любуешься красотами. А деньги тебе точно теперь понадобятся».
Пользы от самобичевания не было никакой, надо было ловить солнце, чтобы зарядить Power-банк, насколько возможно.
Я выглянула наружу. Светило уже поднялось над горизонтом, но появившиеся невесть откуда облака грозили затянуть его в любой момент.
Я вывесила батарею над входом в палатку, подключила телефон, укуталась теплее и легла спать. Торопиться в этот день мне было некуда. До теплохода, который отчаливал в сторону Кеми в четыре часа, была уйма времени.
С одной стороны, мне было до безумия жаль терять день. Но я знала, что пешеходную прогулку до дальних скитов или до дамбы я не вытяну из-за мозолей, а на велосипед денег уже не было, да и мышцы сильно болели. Превращать ещё одну поездку в самоистязание мне не хотелось.
Мои мысли о том, чтобы потратить день на нормальную зарядку всех носителей от солнечных батарей потерпели крах — солнце утром ещё было, но я уже понимала, что день будет пасмурным.
Оставалось одно занятие на день – отоспаться.
Когда я проснулась, было все так же холодно, ветрено и совсем пасмурно. Потянувшись к Power-банку я с удивлением обнаружила, что зарядка продолжает идти! Понаблюдав за ним некоторое время, я в этом убедилась своими глазами.
Итак, экспериментальным методом выяснила, что моя двухпанельная солнечная батарея фирмы Allpowers может заряжать даже в пасмурную погоду при рассеянном через облачный покров солнечном свете. Правда, делает она это раза в четыре медленнее, чем при прямом попадании лучей, но всё же немного подзарядиться с ней можно даже в пасмурный день. Это небольшое открытие меня порадовало. Вообще хорошая штука для походов — солнечная батарея. Если проблем со светилом нет, заряжает она со скоростью обычной розетки.
Из палатки на холодный ветер выбираться совсем не хотелось, поэтому я вскипятила воду, сделала кофе, и, закутавшись в спальник, сидела внутри палатки, занимаясь тем, что писала в блокноте поэпизодник к оставленному дому черновику романа «Реалити «Фаворитка». Так же придумывала героев для рожденному в путешествии историческому детективу.
День прошёл относительно продуктивно. В половине третьего я стала собираться. За дополнительный день пребывания в палаточном лагере я так и не заплатила. Мне, конечно, было стыдно. Лагерь-то в самом деле хороши.
Если бы администратор ко мне подошла, я бы это сделала, но сама я не пошла по одной простой причине. У меня впереди маячила авантюра по добиранию на Баренцево море, а свободных денег после теплохода оставалось всего-то пару тысяч. Я сама понимала, что это для меня будет сумасшедшая затея, но так как я всё равно решилась, приходилось входить в режим максимальной экономии.
От лагеря до причала я добралась быстро. Там уже собирался народ. У многих в руках были билеты.
— А где вы их брали? — поинтересовалась я, так как всякая видимость кассы отсутствовала.
— Еще на Большой земле, в Кеми, — ответила мне какая-то женщина. — У нас билеты туда и обратно.
— Всё в полном порядке, — успокоила меня девушка с маленькой собачкой. — Можно за наличку прямо на судне. Я сама за налик еду.
В этот момент шлагбаум поднялся, и появился охранник — этакий русоголовый улыбчивый добрый молодец. Не дать не взять — богатырь русский, только вместо рубахи и кольчуги на нём — черная форма охраны.
— Дня доброго вам, гости дорогие, — широко улыбаясь, сказал он. — Вижу, что почти все уже собрались. Смотрю, все такие отдохнувшие, просветленные. Подождите немного, скоро мы начнём посадку.
Я невольно заулыбалась. Не знаю почему, но северяне мне очень нравились. Начиная с Великого Устюга люди стали какими-то особенными, радушными, просто лучились добротой и непередаваемым внутренним светом. Может, это мне попадались особенные «экземпляры?»
— Давайте-ка сейчас для удобства построимся так. Слева от меня встанут экскурсионные группы, а справа — кто самостоятельно приехал по билетам, по брони, и кто пойдет за наличку. А по середине пусть будет проход. Там я стоять буду, — он снова широко и приветливо улыбнулся.
Вся собравшаяся толпа очень быстро разделилась на две колонны.
К охраннику подошёл другой мужчина — крупный, лысый в оранжевом жилете. Он тоже лучился добродушием.
— Здравствуйте все! — жизнерадостно произнёс он. — Сегодня я — ваш боцман. Зовут меня — Илья. Пока мы дожидаемся подхода опаздывающих, расскажу правила поведения на теплоходе «Метель-4», с которым мы с вами отправимся от этого причала по маршруту «Посёлок Соловецкий — посёлок Рабочеостровск». В пути мы будем два часа.
— А море сегодня спокойное? — обеспокоенно спросила мамаша с ребенком.
— Пока спокойное, ветров не обещали, — вставил охранник.
Боцман Илья кивнул и продолжил:
— Вы сейчас пройдете по трапу на палубу теплохода. Обратите внимание, что двигаясь по трапу, надо вступать сразу на вторую ступеньку. Перила есть, не упадете. Если у вас есть какой-то багаж, сгружаете его на палубу. Там есть люди, они вам помогут. Сами проходите во внутреннее помещение теплохода. На сиденья садимся по четыре человека. Во время путешествия разрешено выходить на переднюю палубу и на заднюю. Курить на палубе — запрещено.
— Можно потерпеть два часа, — деловито пояснил охранник.
— Нельзя подниматься по ступенькам на верх ни на нос, ни на корму судна, — назидательно произнес Илья и снова улыбнулся: — Большая просьба прислушаться к моему совету. Граждане пассажиры, пожалуйста, не надо лезть на нос и изображать позу из «Титаника». Во-первых, это небезопасно. Мы все-таки за вас и вашу жизнь отвечаем. Во-вторых… просто – нельзя! Вам там не место…
Толпа заулыбалась. Он был удивительно обаятельным, этот боцман.
— И ещё… — вдруг почесал лысый затылок Илья. — Я раньше не говорил этого, но сейчас скажу, так как потребность такая появилась. Чаек кормить — запрещено. Чайка – птица умная, сильная и хитрая. Вы стоите на палубе, фотографируете её, а она подлетает и вырывает из ваших рук сотовый телефон… Поймите, чайки с нами не в доле, мы от этого пользы никакой не имеем! Это понятно.
Все закивали, поняли. Я удивилась, впервые слышала, что чайка может отобрать мобильный телефон. Но, видимо, прецендент все-таки случился, иначе предупреждения бы не было.
— Разъяснительная беседа закончена, сейчас будем приглашать на теплоход. Первыми проходят по билетам пассажиры с детьми. Надо чтобы родители и дети сидели вместе. Вторыми идут экскурсионные группы. Третьими — самостоятельные пассажиры по билетам. За ними — те, кто по брони, но за наличку. И последними, при наличии свободных мест, сажаем тех, кто без билетов и без брони за наличку.
Ох, брони у меня не было. Не хватало ещё, чтобы места не нашлось. Конечно, следующий теплоход в Кемь пойдет в семь вечера, но три часа в пасмурный день на открытом пространстве, когда того и гляди пойдет дождь, не лучший вариант ожидания.
Началась посадка. Все было как-то удивительно слаженно, без толкотни, и довольно быстро. Собрав все корешки билетов, боцман и Илья ушли их считать и проверять по компьютеру, все ли обилеченные прибыли. Шлагбаум опустили. Нас перед ним осталось человек семь — те кто по брони, и те, кто за наличку самостоятельно.
Ждали мы не долго. Вернулся охранник, и пропустил тех, кто по брони, предварительно проверив фамилии у себя на сотовом. Они расплатились тут же и прошли на судно.
Ещё минут через пять вернулся Илья и сказал нам заходить. Я отдала 2500 за билет, ему в руки и прошла на палубу. Там один из матросов подхватил мой рюкзак и уложил его в кучу общего багажа. Большинство вещей других пассажиров уже были не только складированы на палубе, но и закрыты непромокаемыми тентами.
Внутреннее помещение теплохода было совсем не интересным. Узкий проход, вдоль которого были расставлены скамьи для пассажиров. Народу было очень много, и на первый взгляд казалось, что мест совсем нет. Приглядевшись, я увидела на одной скамье три человека, присела туда.
От окошка я была далеко, поэтому смотреть за борт мне не хотелось. На продуваемую палубу тоже не тянуло.
Где-то за моей спиной сидел путешественник, который рассказывал о своей поездке в ЮАР на мыс Доброй Надежды.
— Это вы говорите, что у нас нет никакого сервиса? — говорил он. — Это вы мало по миру путешествовали. Я собрался посмотреть мыс Доброй Надежды. Казалось бы, место такое знаменитое… И деньги за его посещение берут не малые. Точнее, они приемлемые, но для иностранца все равно дороже, чем для местных жителей. Нас туда привезли, а там только площадка, чтобы автобус развернулся, и больше ничего. Указатель еще стоит «Мыс Доброй Надежды». Всё…
Я подумала, что, может, это и к лучшему, что нет сервиса. Можно делать «дикие» фотографии, без толп туристов и сувенирных лотков.
Вокруг меня все говорили только о путешествиях, делились впечатлениями о посещении острова. При упоминании Териберки, куда я сама собиралась, услышала следующее:
— Мы с мужем любим туда на рыбалку ездить. Все думали, чтобы там квартиру купить. Еще недавно они стоили триста тысяч, а мы денег жалели… А теперь из места делают северный курорт, и даже раздолбанная однокомнатная квартира стоит три с половиной миллиона. Три с половиной! Непостижимо! Где-то в захолустье самом. Вот как блоггеры распиарили это место!
Я улыбнулась про себя. Что поделать, я сама в Териберку собираюсь махнуть только благодаря рекомендациям блоггеров. Так как фильм «Левиафан», сделавший это место знаменитым, я не смотрела.
В помещении было тепло, даже душновато. Теплоход двигался ровно, поэтому я в конце концов задремала.
#автостоп #путешествие_по_россии #путешественники #путешественница #путешественник #путешествия #путешествие #турист #туризм #поход #соловецкие_острова #Большой_Соловецкий_остров #соловки #автостопом_по_россии #Белое_море