В истории известны имена 20 человек, которые занимали Советский Казахстан с 1920 по 1991 годы. Если посмотреть список этих человек, то из них только четверо были казахами: Мухамедхафи Мурзагалиев, Жумабай Шаяхметов, Димаш Конаев и Нурсултан Назарбаев.
Сегодняшняя статья посвящается Левону Мирзояну, отношение к которому в современном Казахстане постоянно меняется. Так, в начале 90-х годов по инициативе президента Назарбаева – в честь Мирзояна в Актобе был поставлен памятник, а в Алматы, Актобе и Астане были названы улицы.
Но вскоре в архивах были найдены документы, которые доказывали активное участие Мирзояна в репрессиях и начался обратный процесс; улица имени Мирзояна в Актобе была переименована в улицу имени Алихана Букейханова, также в Актобе убрали памятник Мирзояну. В Алматы вместо улицы Мирзояна появилась улица имени академика Шапыка Шокина. В Астане улицу Мирзояна переименовали в улицу имени Каныша Сатпаева.
Однако кем на самом деле был Левон Мирзоян и какое место в истории Казахстана он должен занимать? Именно об этом будет мое сегодняшнее видео. Итак, начнем.
Левон Мирзоян родился в 1897 году в Шушинском уезде Елизаветпольской губернии в очень бедной армянской семье.
В 15 лет Левон отправляется на заработки в город Баку, который тогда считался центром всего Закавказья. И именно здесь молодой Мирзоян впервые знакомится с идеями революции и активно включается в революционную деятельность.
Когда в феврале 1917 года была свергнута династия Романовых, молодой Левон вступает в партию большевиков. И это действительно помогло ему весьма неплохо начать карьеру, так как сразу же после вступления в партию Мирзоян был избран депутатом Бакинского Совета от большевиков.
Однако в августе 1918 года в Баку случились трагические события; с помощью англичан власть в городе захватили дашнаки, установившие свою диктатуру под названием «Диктатура Центрокаспия». По всему городу начались преследования большевиков. И в таких условиях Мирзоян резко меняет свою ориентацию, перейдя на сторону дашнаков (большевик И. Анашкин: «Мирзоян после свержения Бакинской Коммуны, в период «Диктатуры Центрокаспия» в Баку «поменял большевистскую маску на эсеро-меньшевистскую»). Этот случай лишний раз доказывает, что Мирзоян поддержал революцию по личным мотивам, заботясь в первую очередь о личной карьере. И здесь он был не единственным; также поступили в свое время многие большевики, которые тоже после падения Бакинской Коммуны перешли к дашнакам (Берия).
В 1919 году, когда Баку был освобожден от дашнаков, Левон Мирзоян обратно становится большевиком. И тут происходит знаменательное событие в жизни Мирзояна, который окажет огромное влияние на всю его последующую жизнь – он знакомится с одним из самых авторитетных большевиков Сергеем Кировым.
В 1920 году, благодаря поддержке Кирова, который стал главой Советского Азербайджана, Мирзоян назначается председателем Азербайджанского Совета профсоюзов. Еще через некоторое время – Мирзоян становится секретарём Бакинского комитета и народным комиссаром труда Азербайджанской ССР. То есть, Мирзоян превращается в одного из наиболее влиятельных людей в Советском Азербайджане.
И, конечно же, Левон Мирзоян который получил такую большую власть при поддержке Сергея Кирова, готов был исполнить любое распоряжение Кирова. Так, когда в Баку местные мусульмане-шииты организовали траурное шествие Ашура в месяц Мухаррам, Киров приказывает Мирзояну подавить это выступление. И Мирзоян с помощью отрядов Красной Армии силой разогнал это шествие как демонстрацию, направленную против Советской власти.
Следующий подвиг Мирзояна произошел в 1925 году. Тогда в азербайджанской газете «Коммунист» была опубликована статья о том, что в Азербайджане падает статус азербайджанского языка, что многие советские чиновники отказываются выступать перед азербайджанцами на их родном языке, что почти все учебники и книги издаются только на русском языке, хотя большинство азербайджанцев плохо знают русский язык. И Киров поручает разобраться с этим делом Мирзояну. И Мирзоян разобрался, заставив Бакинский комитет принять постановление об усиленном изучении русского языка.
И конечно же такая преданность Кирову не осталась незамеченной. Когда в 1926 году по предложению Сталина Сергей Киров был переведен в Ленинград, Мирзоян становится его преемником на посту первого секретаря ЦК Компартии Азербайджанской ССР.
Став руководителем Советского Азербайджана, Левон Мирзоян назначает на самые влиятельные посты в Азербайджане своих соратников (Алигейдар Караев, который также, как и Мирзоян, «прославился» переходами к меньшевикам и обратно, Юсуф Касимов). После этого, стремясь заслужить поддержку Москвы, Мирзоян продолжает политику по русификации Азербайджана. По его приказу появляется негласное распоряжение о том, чтобы к русским и армянским инженерам, которые приезжали на работу в Баку, не выдвигалось требований говорить по-азербайджански. На одном из заседаний Мирзоян даже открыто скажет - «Ведь в России тоже не требуют, чтобы иностранные специалисты говорили по-русски». В итоге такой политики в Азербайджане начинается ускоренная компания по русификации всех отраслей экономики, образование почти полностью переходит на русский язык.
Но в 1929 году Мирзояна вдруг неожиданно снимают с поста первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана. Основная причина увольнения заключалась в том, что Сталин не особо доверял Мирзояну.
Однако это увольнение оказалось недолгим. Дело в том, что Левон Мирзоян был членом так называемой «антитюркской группировки», в которую входили Киров, Микоян, Орджоникидзе и Каганович. Члены этой группы старались всячески уменьшить влияние выходцев из тюркских народов в руководстве Советским Союзом и старались назначать на руководящие должности в тюркских областях и республиках своих сторонников, с помощью которых уничтожали самых видных представителей тюркских народов, которые были их конкурентами. Именно эта группа и добилась того, что Мирзоян сначала был направлен руководить Пермской, затем Уральской областью, основное население которых составляли тюркские народы.
В 1933 году Левон Мирзоян назначается первым секретарем ЦК Компартии Казахской ССР. Я считаю, что перед Мирзояном при назначении в Казахстан была поставлена следующая задача - Сталин понял, что Ф. И. Голощёкин прекрасно справился с выданной ему ролью организатора массового уничтожения казахского народа путем голода 1932—1933 гг. Теперь Мирзоян должен был организовать индивидуальное уничтожение казахских деятелей, которые постепенно стали получать большое влияние в Москве.
Поэтому не надо думать, что Мирзояна назначили в Казахстан якобы для улучшения положения казахского народа. Согласитесь, было бы странно, если бы «Сталин отправил в Казахстан одного Исаевича, чтобы он исправил ошибки второго Исаевича». Нет, просто в Кремле быстро поняли – «У Голощекина не хватает потенциала для борьбы против казахской интеллигенции».
Для организации физического уничтожения казахских лидеров нужно было обладать такими качествами, как умение вызвать к себе доверие, завоевывать симпатии, изощренное коварство. Голощекин же такими качествами не обладал; по свидетельству Якова Свердлова, который близко дружил с Голощекиным, - «Он был форменным неврастеником и мизантропом…он безобразно придирчив к конкретному человеку, с которым приходится соприкасаться. В результате — контры со всеми и у него почти нет личных связей…». Историк революции Владимир Бурцев, знавший Голощёкина, также писал –«Это человек, которого кровь не остановит. Жестокий палач с некоторыми элементами дегенерации. В партийном быту он отличался высокомерием, был демагогом, циником. Казахов он вообще за людей не считал».
Мирзоян же был совершенно другим человеком. Прекрасный знаток тюркского менталитета, он прошел прекрасную школу двуличия и коварства, научившись скрывать свои мысли и уничтожая своих противников постепенно. Именно поэтому ему, армянину, удалось сделать карьеру в Азербайджане. И именно поэтому его отправили в Казахстан, где он продолжил сталинскую политику по уничтожению казахского народа, но просто делал это очень коварно и искусно, а не нагло и открыто, как Голощекин. Причем прекрасно владея азербайджанским языком, Мирзоян смог быстро выучить казахский язык, что помогло ему еще лучше узнать казахский народ.
При этом Мирзоян ненавидел Казахстан. Доказательством этого являются следующие слова, которые Мирзоян написал своему покровителю Лазарю Кагановичу в 1933 году - «Ужас, что из себя представляет Алма-Ата… это паршивенькая деревенька, и, конечно, в несколько раз хуже любой северокавказской станицы». То есть, на улицах Алматы все еще валяются трупы истощенных казахов, умерших от голода, а Мирзоян жалуется на то, что Алма-Ата не похож на город.
Да и борьбу против голода Мирзоян начал только после ясного и открытого приказа Сталина - «Остановить Голод!». Мирзоян, конечно, ослушаться не мог и стал действительно спасать уцелевших казахов, раздавая скот и зерно.
Кроме того, я удивляюсь тем людям, которые пишут, что будто бы благодаря Мирзояну появилась Казахская ССР, ставшая одной из 15 советских республик. Однако это полная чушь. В 1936 году не только Мирзоян, а даже его покровители – Орджоникидзе и Каганович – не могли даже спасти от репрессий своих родных, а не то что предложить такое государственное решение. Решение в Советском Союзе принимал только Иосиф Сталин. И превращая Казакскую АССР в полноправную советскую республику, Сталин таким образом старался показать тем же прибалтийским народам, что мол «входить в состав Советского Союза не так уж и страшно, что вот казахи, например, смогли восстановить свое государство».
Это же касается и того, что якобы Мирзоян начал строительство в Казахстане промышленных предприятий. Да, Мирзоян как прекрасный организатор смог организовать соблюдение сроков строительства заводов и фабрик, но сделано это было по приказу Сталина, который для работы на этих заводах выселил в Казахстан сотни тысяч образованных людей со всего Советского Союза.
Настоящей ложью является идея о том, что якобы Мирзоян переименовал КазаКстан в КазаХстан. Это было сделано также по приказу Сталина, который хотел показать, что племя казахлы, которое имело большое влияние на Кавказе, является пришлым народом и не имеет никаких прав на Кавказ. Более подробно о племени казахлы смотрите на моем специальном видео.
Также сегодня активно стараются показать, что будто бы в годы правления Мирзояна в Казахстане стало развиваться образование, стали тысячами открываться учебные заведения. Однако знаете почему на самом деле все это делалось? Настоящей причиной развития массового образования в Казахстане было стремление как можно быстрее научить казахов писать доносы. Прекрасно освоивший такую слабость казахского народа, как деление на жузы и роды, Мирзоян старался еще больше настроить казахов друг против друга. Для этого активно использовалось награждение орденами и медалями, выдача званий, назначение на должности. В итоге – казахи стали массово «стучать друг на друга» прямиком в Москву, направляя доносы на чистейшем русском языке.
Также многие не понимают одного, когда говорят, что якобы именно Мирзоян стал инициатором проведения Декады казахской литературы и искусства в Москве в 1936 году. Но посмотрите – первой советской республикой, которая провела декаду своей культуры в Москве стала Украина, второй республикой стал Казахстан. И это не случайно. Сталин, который был очень умным человеком, устраивая эти декады просто хотел поближе изучить народы, по отношению к которым использовал массовое уничтожение путем голода. Сталин хотел через декады оценить – сломался ли в моральном отношении народ или нет. Лично поехать на Украину или в Казахстан – у Сталина не хватало смелости, так как он всю свою жизнь боялся за свою жизнь и фактически никуда из Москвы не выезжал. И доказательством правоты моих слов является тот факт, что практически все казахские деятели культуры и искусства, которые участвовали в проведении Декады в Москве, впоследствии были репрессированы.
Еще одним достижением Мирзояна сегодня называют тот факт, что будто бы именно он «открыл Советскому Союзу – выдающегося казахского акына Жамбыла». Да, я согласен – именно Мирзоян стал инициатором распространения творчества Жамбыла. Но почему он это сделал? Ведь к 1933 году Жамбыл был уже 80-летним стариком, давно не бравшим в руки домбры. Ответ крайне простой:
во-первых, Жамбыл был выходцем из небольшого по численности казахского рода шапырашты и поднимая именно Жамбыла, Мирзоян разогревал противоречия между казахскими родами;
во-вторых, на Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году активно стал пропагандироваться азербайджанский поэт Сулейман Стальский, которого Максим Горький назвал «Гомером ХХ века». В 1936 году Стальский был награжден орденом Ленина, а в 1937 году был избран депутатом Верховного совета СССР. И это не понравилось Мирзояну, который ставит задачу – найти акына не хуже Стальского. И вскоре находят Жамбыла, которому по приказу Мирзояна быстро создают все условия для возобновления творчества. Причем Жамбылу было поручено срочно написать как можно больше стихов о Красной Армии, о партии большевиков, о Сталине и прекрасной жизни в СССР. И все стихотворения Жамбыла немедленно распространялись по всему Советскому Союзу через покровителей Мирзояна. В итоге такая политика дала результат – между братскими тюркскими народами появилась трещина, основной причиной которой стало противоборство Сулеймана Стальского и Жамбыла Жабаева за звание «лучшего советского тюркского поэта».
Еще одно достижение, которое активно приписывают Мирзояну, - это якобы его вклад в спасение многих видных представителей казахской интеллигенции. Самое интересное, что когда задают вопрос – А кого конкретно из казахской интеллигенции спас Мирзоян? – нам говорят про то, что Мирзоян предупредил о готовящемся аресте Сурена Агамирова и Ольгу Шатуновскую. Однако Агамиров и Шатуновская не имеют никакого отношения к казахскому народу и кроме того, мало кто знает о том, что Агамиров – армянин, а Шатуновская – еврейка, которая родилась и выросла в Азербайджане, была помощником легендарного армянского большевика Степана Шаумяна, а в 20-е годы близко работала с Мирзояном в Баку.
Кроме того, сегодня современные казахские историки смогли найти наглядные доказательства того, что Левон Мирзоян активно руководил репрессиями в Казахстане. И это соответствует логике. Ведь, когда было репрессировано самое большое количество лучших представителей казахского народа? В 1937-1938 годы. А кто руководил Казахстаном в это время? Левон Мирзоян. И допустить мысль, что первый руководитель Казахстана не знал и не участвовал в репрессиях самых известных и популярных казахов, многие из которых занимали высокие посты в Казахской ССР, просто невозможно.
Например, в своем докладе на I съезде Компартии Казахской ССР в июне 1937 году Мирзоян говорит - «Вся наша партийно-пропагандистская работа должна быть насыщена борьбой против антиленинских и антибольшевистских групп троцкистов, зиновьевцев и правых, превратившихся в фашистскую банду террористов, диверсантов и шпионов».
А 3 октября 1937 года Мирзоян отправляет Сталину телеграмму с просьбой – «выделить дополнительные расстрельные квоты на 3500 лиц из числа «антисоветского элемента». 19 ноября 1937 года Мирзоян подписывает еще одно постановление «Об антисоветских элементах», в котором приказывает - «На основании решения ЦК ВКП(б) от 17 ноября с.г. увеличить дополнительно количество репрессируемых антисоветских элементов». 1 декабря 1937 года Мирзоян отправляет Сталину еще одну телеграмму, где просит «увеличить лимиты на репрессии в отношении 1600 человек «активного повстанческого, диверсионного и шпионского элемента».
О чем говорят все эти документы? Все эти документы показывают только одно – Мирзояну было мало того количества людей, репрессировать которых ему разрешала Москва. Поэтому он просил увеличивать эти цифры все больше и больше. Да, сегодня находятся такие, которые говорят, что якобы Мирзоян только подписывал эти документы. И таким людям я хочу сказать – «Я бы понял Мирзояна, если бы он только репрессировал только то количество казахов, которые ему дала Москва. Но ведь он не ограничивался этим и просил больше. И если бы эти просьбы исходили даже не от него, но ведь он все равно их подписал. Значит, он спасал свою жизнь, отдавая на расстрел тысячи невинных людей». Поэтому не надо говорить, что Мирзоян не имеет никакого отношения к репрессиям.
И еще. Мало кто знает, но Мирзоян приехал в Казахстан в 1933 году не один. Он привез с собой группу из 49 человек, которые вскоре были назначены на самые высшие посты в Казахстане. Одним из этих людей был, например, Артем Айрапетян, которому Мирзоян доверял самые ответственные задания. Например, именно Айрапетян в 1937 году был назначен первым секретарем Булаевского райкома партии и руководил арестом близких родственников Магжана Жумабаева, чтобы через них оказать давление на Магжана. Еще через некоторое время Мирзоян переводит Айрапетяна руководителем Ленинского района, куда были высланы в период массовых репрессий немало известных в прошлом людей, как, например, жена маршала М.Тухачевского. И Айрапетян превращает жизнь этих людей в настоящий ад.
Здесь также я хочу отметить, что именно Айрапетян является автором термина «национал-фашист». Так, до нас дошел протокол заседания Булаевского районного комитета партии, в котором видно, что машинистка сначала хотела написать «казахских националистов», но Айрапетян добавил слово «фашистов». И это было сделано для того, чтобы обвиняемых по этому протоколу точно расстреляли, так как в Советском Союзе к фашистам применяли только одно наказание - расстрел. После этого этот термин «национал-фашист», придуманный Айрапетяном, стал распространяться по всему Советскому Союзу.
И последнее. Как и все руководители национальных республик, Мирзоян также проводил в Казахстане политику по раздуванию своего культа личности. Мирзоян старался показать себя «казахской копией Сталина». Так, например, Левон Мирзоян потребовал переименовать Хан-Тенгри в «пик Мирзояна», город Тараз был переименован в город Мирзоян, Степной район Актюбинской области получил название Мирзояновского района, также Мирзояновским районом стал называться Жамбылский район Жамбылской области. Кроме того, по воспоминаниям Михаила Шрейдера, который был заместителем наркома внутренних дел Казахской ССР, в дни официальных праздников на зданиях вывешивали портреты Мирзояна, которые в несколько раз превосходили портреты самого Сталина.
Таким образом, из всего вышеизложенного складывается следующий факт - представление о «добром Мырзажане», совершенно не соответствует истине. Левон Мирзоян был таким же проводником жестокой безнравственной политики Советского руководства в казахской степи, как и Голощекин. Просто он отличался от прямого и туповатого Голощекина более изворотливым подходом и мягким коварством. Поэтому нет необходимости переоценивать заслуги Мирзояна в казахской истории – Мирзоян был активным исполнителем воли Кремля и ради своей карьеры готов был похоронить миллионы людей. И, конечно же, когда Мирзоян полностью выполнил ту задачу, ради которой его направили в Казахстан, его судьба в корне изменилась.
15 мая 1938 года он получает телеграмму от Сталина - «В трехдневный срок сдать дела Скворцову Николаю Александровичу и выехать в распоряжение Политбюро». Однако до Москвы Мирзоян не доехал. На станции Раменское его сняли с поезда и арестовали. А дальше — обвинение, допросы, пытки и в конце концов 26 февраля 1939 года его расстреляли. Особо стоит отметить, что Мирзоян подписал все, что от него требовали.
Вот так закончилась жизнь Левона Исаевича Мирзояна, который хотел стать «вождем Советского Казахстана» и ради этого отправил на расстрел самых лучших сынов казахского народа. Ни до, ни после – казахский народ не терял своих лучших представителей, как это произошло в 1937-1938 годы, когда Казахстаном руководил Левон Мирзоян.